За последние несколько лет наполняемость российского бюджета за счет нефтяных доходов упала с 50 процентов до 36. Но как этого удалось добиться, понять трудно. С одной стороны - цены на нефть упали, с другой - вырос курсы доллара и евро. То дело не в механическом сокращении рублевых доходов от продажи нефти, как можно было бы предположить. Дело - в структурных изменениях экономики. Но откуда они взялись? Непонятно.
В конце прошлой недели два министра - экономического развития Максим Орешкин и промышленности и торговли Денис Мантуров - прибыли на доклад к президенту в приподнятом настроении. Еще бы, ведь по последним статистическим данным, рост ВВП в августе составил 2,3 процента, инфляция снизилась до 3,1 процента, что позволяет и дальше снижать ключевую ставку Центробанка, а средний рост автопрома к концу этого года по отношению к прошлому, как ожидается, составит не менее 10 процентов. Даже урожай вновь ожидается рекордным, несмотря на плохую погоду летом в «зерновых» регионах.
Приятно докладывать начальству хорошие новости. Не менее приятно сознавать, что твои оценки совпадают с оценками зарубежных, независимых, специалистов. Например, специалистов из международного рейтингового агентства Fitch, которое только что сообщило, что изменяет прогнозный показатель для России со «стабильного» на «позитивный». Агентство объяснило свое решение успехами российской макроэкономики.
«Россия продолжает демонстрировать прогресс в укреплении своей экономической политики, подкрепленной более гибким обменным курсом, твердой приверженностью инфляционному таргетированию и разумной бюджетной стратегией, которая нашла свое отражение в недавно утвержденном бюджетном правиле, - отмечает Fitch в своем пресс-релизе. - Этот комплекс мер приведет к повышению макроэкономической стабильности и, наряду с прочным балансом внешней торговли и сбалансированным бюджетом, повысит устойчивость экономики к потрясениям».
Конечно, соответствующие министры тут же заявили журналистам, что положительно оценивают решение агентства Fitch. Денис Мантуров сказал, что это решение является логичным, и выразил уверенность, что дальнейший уход отечественной экономики от сырьевой зависимости в скором будущем приведет к еще большему повышению рейтинга России. Со своей стороны, глава Минфина Антон Силуанов почти слово в слово повторил сказанное коллегой - и про логичность такого решения, и про то, что у рейтинговых агентств вскоре появятся основания, чтобы взирать на нас еще более благосклонно.
При этом министры не стали акцентировать внимание прессы на том, что другое рейтинговое агентство, Standard&Poor`s, изменило рейтинг России со «стабильного» на «позитивный» еще в марте, что речь идет лишь о прогнозном рейтинге, а инвестиционный рейтинг нашей страны, по оценкам и Fitch, и того же Standard & Poor`s, и Moody's, остался прежним - «неинвестиционным», то есть «мусорным».
Впрочем, будем объективны - в последние буквально два-три года макроэкономические показатели в нашей стране действительно значительно улучшились. Это помогло нам после 2014 года не только выстоять, но и немного прийти в себя.
Вот только, в отличие от министров, радоваться всему этому как-то не получается. Уж слишком многое неясно…
Во-первых, если всего три года назад бюджет нашей страны формировался за счет доходов от экспорта углеводородов наполовину, а теперь и вправду всего лишь чуть больше, чем на треть, - это колоссальный прорыв. Это фактически поворотный момент в отечественной экономической истории. О таком вот уже полвека можно было только мечтать! А тут про столь фантастическое достижение говорится через запятую, едва ли не мимоходом. Да притом без особых подробностей, кроме упоминания традиционно высокого экспорта вооружений и нетрадиционно высокого экспорта сельхозпродукции. Однако такое серьезное структурное изменение бюджета вряд ли можно объяснить повышенными продажами оружия и зерна. Если только мы их не начали вдруг продавать в четыре-пять раз больше, чем прежде.
Каким же образом, за счет чего удалось добиться таких удивительных успехов? Широкой публике, не входящей в узкий круг посвященных, это неизвестно. И к тому же непонятно. Подтверждением тому - результат свежего социологического исследования, проведенного специалистами Центра социально-политического мониторинга Института общественных наук РАНХиГС: почти половина работающих россиян (44,5 процента!) не видит рационального смысла в экономической политике правительства.
Может, министры экономического блока правительства все-таки просветят граждан, как Россия достигла такой победы, когда было 50 процентов нефти в бюджете, а стало только 36? Или это государственная тайна?
Во-вторых, почему этот рывок был совершен именно сейчас, в такое тяжелое в финансово-экономическом отношении время? Почему с той же задачей нельзя было справиться раньше, когда еще не рухнули цены на нефть и государство имело хорошую подушку безопасности и в рублях и в иностранной валюте, когда еще не было санкций и наша промышленность, банки могли свободно кредитоваться за рубежом? Что тогда-то мешало? Зачем надо было ждать, чтобы жареный петух клюнул нас в одно место?
Наконец, в-третьих, неясно, когда же теперь, после столь впечатляющих побед министры и их многочисленные подчиненные приступят к решению вороха других проблем. Это и коррупция, которая разъедает не только экономику, но и нравственные, моральные устои общества. Это и материальное положение регионов - 71 субъект федерации (из 85) является дотационным, а иные, как, например, Волгоградская область, - фактически банкроты. Это и плачевное положение образования, здравоохранения, малопонятная система налогообложения, неразвитость малого и среднего бизнеса, высокий процент бедности (в том числе среди работающих), угнетающее состояние жилого фонда…
Конечно, спрашивать легче, чем отвечать. Но отвечать придется. Хотя бы потому, что без всеобщего понимания, что делаем и куда идем, дальнейших успехов не добиться.
Сергей АЧИЛЬДИЕВ,
публицист,
специально для интернет-журнала «Интересант»