Одна из самых обсуждаемых сегодня проблем - финансовые взаимоотношения федерального центра и регионов. Как ее решить? Многие считают: надо перетянуть одеяло обратно - от центра в глубинку. Но не напоминает ли это до боли знакомое «все отобрать и поделить»?..
Сейчас от 60 до 80 процентов своих доходов субъекты Федерации обязаны отправлять в казну государства. А потом оттуда в каждый регион возвращается в виде дотаций и субсидий столько, сколько, по мнению Москвы, нужно. Центр, как считается, контролирует 95 процентов местных расходов, и делает это весьма жестко.
Если поговорить с региональными руководителями, они наверняка в один голос скажут: если бы центр забирал с больших доходов, а то ведь с жалких копеек, потому что средние и крупные компании, не говоря уж о крупнейших, почти сплошь зарегистрированы в Москве и Петербурге и налоги платят там, по месту регистрации. Фактически своего в провинции только то, что удается выбить от акцизов и прочих сборов. И это тоже правда, не случайно же 71 российский регион (из 85 по списочному составу) является дотационным.
Такая ситуация у нас в стране уже много лет, с тех пор, как федеральный центр объявил борьбу региональным «суверенитетам» во всех сферах - от законодательной до финансовой. Но, как сегодня признают все, вплоть до премьер-министра, то, что в начале нулевых было хорошо, с годами стало плохо, а в последние несколько лет просто-таки губительно.
Дело в том, что основная тяжесть выполнения майских, 2012 года, указов президента легла на регионы. Причем не только организационная, но и финансовая, что заставило субъекты брать требуемые средства у банков в виде долгосрочных кредитов. Первое время все вроде были довольны: региональные власти получили легкое решение проблемы, банки обрели надежных, как им казалось заемщиков, да к тому же выгодных, поскольку кредит выдавался под высокие отечественные проценты, а за рубежом перезанимался под низкие западные, ну а чиновничьи структуры в Москве взирали на все это с олимпийским спокойствием, живя по принципу «чего суетиться, если над тобой не каплет».
Теперь не просто закапало - хлынуло потопом. Из-за санкций дешевые западные кредиты остались приятным воспоминанием, зато насущная реальность требует обслуживать старые кредиты, а иные из них даже возвращать. В итоге к началу февраля 2017 года госдолг регионов составил астрономическую сумму - 2,3 триллиона рублей, причем 45 процентов этой суммы - задолженность по бюджетным кредитам.
Есть, кроме того, еще один не менее губительный результат такой системы распределения доходов между субъектами и центром. Оказалось, что хорошо работать регионам невыгодно: едва добьешься роста доходов, как Москва увеличивает процент отчислений. Легче выбивать субсидии. Вот и получилось, что 90 процентов бюджета Чечни, сидящей на «белой» нефти, - дотации. Самарская область, центр авиа- и автомобильной промышленности, - дотационная. И даже Республика Саха (Якутия), клондайк по добыче золота и алмазов, вышла из числа доноров и живет теперь на московских трансфертах…
Вроде бы из всего этого сам собой напрашивается вывод: пора вернуться к той норме, которая существовала в 2000 году, когда 60 процентов доходов оставалось в регионах, а 40 - отправлялось в Москву. Ведь институциональный порядок в стране давно установлен, а своим процветанием, как было доказано еще в ходе реформ Александра II - Витте - Столыпина, Россия может быть обязана только губерниям.
Про то, что этим вопросом надо было заняться еще вчера и даже позавчера, - сущая правда. И про то, что истинное богатство России рождается не в Москве, а в глубинке, - тоже. Но вот идея о возвращении в 2000 год или еще дальше, во вторую половину XIX - начало ХХ века, за что ныне горячо ратуют некоторые патриоты-регионалы, - популизм. Эта идея мало того что финансово ослабит центр, но к тому же не решит проблем регионов, а иные из них даже загонит еще в более глубокую долговую яму.
Правительство РФ избрало менее радикальный, но более надежный путь. В новых «Основах государственной политики регионального развития», вступивших в силу с этого месяца, намечены пять стратегических задач:
а) инфраструктурное обеспечение пространственного развития экономики и социальной сферы,
б) привлечение частных инвестиций в негосударственный сектор экономики на региональном и местном уровнях,
в) совершенствование механизмов регулирования внутренней и внешней миграции,
г) совершенствование механизмов стимулирования субъектов и муниципальных образований к наращиванию собственного экономического потенциала,
д) уточнение полномочий федеральных и региональных органов госвласти, совершенствование их финансового обеспечения…
Специалисты говорят, что направления верные. Возможно, так и есть. Но пока документ напоминает лишь соглашение о намерениях, в нем не прописаны четкие механизмы выполнения поставленных задач.
А тут, очевидно, в первую очередь крайне важно распределить полномочия. Иными словами, кто за что отвечает, тот и располагает средствами на финансирование своих обязательств, и для этого вовсе не надо гонять деньги, скажем, из Ямало-Ненецкого автономного округа в Москву, а оттуда обратно в Салехард. Например, если передали школы и районные поликлиники в районное подчинение, так и не надо у них изымать - даже временно - те налоги, которые необходимы на содержание этих учреждений.
И такого рода полномочия можно было бы постепенно расширить. К примеру, муниципальную полицию сделать по-настоящему муниципальной, не только организационно, но и финансово. Или лишить федерального подчинения часть несметной армии контролеров. Думаю, местные власти вряд ли захотят оплачивать никому не нужные проверки и самих проверяющих, предпочтут направить деньги на более насущные цели…
Но самая главная задача - центр не должен допустить такого же резкого финансового неравенства между субъектами, какое существует у нас между медсестрой и главврачом больницы, рядовым вахтовиком-нефтяником и топ-менеджером госкомпании, между операционисткой почтового отделения и начальником всех почт государства…
Сергей РУСЕВСКИЙ,
публицист,
специально для интернет-журнала «Интересант»