У нынешнего поколения молодых родителей есть мода - нагружать ребенка запредельным количеством занятий в кружках и спортивных секциях. Плюс к этому нанимаются репетиторы для занятий по одному-двум предметам. Считается, что именно так можно воспитать одаренную личность, которая добьется успеха. Но, оказывается, такой подход к воспитанию не является залогом успешности ребенка в будущем. По результатам лонгитюдного исследования, проведенного учеными двух американских университетов, вовсе не объем накопленных знаний и умений приводит к успеху.
«Американский журнал общественного здравоохранения» (American Journal of Public Health) опубликовал отчет об исследовании, проведенном научными сотрудниками факультетов психологии университетов Пенсильвании и Северной Каролины. Основная мысль: умения, которые предсказывают будущий успех, не имеют ничего общего с чтением или письмом. Напротив, этот успех определяется социальными и эмоциональными навыками ребенка.
Ученые опрашивали воспитателей детских садов, учителей школ, а также наблюдали за детьми, начиная с 5-летнего возраста и до тех пор, пока им не исполнялось 25. Всё это время велся сбор статистических данных об успеваемости детей, о поведении в школе и вне ее, об атмосфере в семьях и т. п. Исследовались социальные и эмоциональные навыки детей: умение делиться своими проблемами, разрешать конфликтные ситуации, разговаривать с другими детьми и взрослыми, желание приходить на помощь товарищам в сложных ситуациях и принимать чужую помощь.
Воспитателей и учителей просили оценивать социальную и эмоциональную компетентность детей по 100-балльной шкале. За время исследования оценки накапливались и анализировались параллельно успехам детей.
В итоге обнаружилась интересная закономерность: дети с самыми высокими показателями социальных и эмоциональных умений учились в школе лучше, а когда выросли, стали более успешными взрослыми. Дети же, которые еще в детском саду испытывали трудности с общением, не умели слушать других и конфликтовали со сверстниками, чаще всего в школе учились плохо, не могли получить профессию и в дальнейшем имели проблемы с алкоголем и запрещенными веществами, а также с законом.
Опубликованные учеными выводы бурно обсуждаются в Штатах. Потому что они в определенной степени противоречат сложившемуся мнению о том, как надо воспитывать детей. Эти выводы легли в основу книги «13 вещей, которые никогда не сделают сильные духом родители» (13 Things Mentally Strong Parents Don’t Do), которую написала Эми Морин, автор нескольких бестселлеров по психологии и педагогике. Ее называют современным доктором Споком, а ее книги считают своим долгом проштудировать каждый молодой американский родитель.
О чем пишет Эми Морин? В первую очередь о том, что с детьми нужно разговаривать. Казалось бы, такая простая мысль, но что мы видим сейчас в большинстве семей, совсем даже не американских? Ребенок уткнулся в свой планшет или смартфон, мама - в свой и папа - в свой. А между тем разговор родителей с детьми - единственный способ научить их быть эмоционально компетентными. Способ осуществить социализацию. Сами они этому не научатся. Это те умения, которые приобретаются в семье.
Для тренировки «эмпатической мышцы» Морин советует чаще показывать ребенку, что к его чувствам и переживаниям относятся серьезно. Следует избегать фраз типа «Успокойся, это не важно». Лучше сказать - «Я знаю, что ты очень расстроен сейчас», «Я вижу, как ты переживаешь». Иногда родителям кажется, что ребенок слишком сильно на что-то реагирует, слишком эмоционален. Или что переживания ребенка не соответствуют ситуации. Но тут главное осознать простой факт: чувства - это хорошо.
Следует искренне сочувствовать ребенку. Или, как говорят психологи, использовать эмпатию. А еще - учить ребенка развивать в себе сочувствие. Развитая эмпатия - ключ к социальному успеху, утверждает писательница.
«Родители не должны ограждать ребенка от неприятных эмоций. Людям бывает скучно, страшно или одиноко. Все мы иногда сердимся или боимся. Ребенок должен научиться справляться с дискомфортом», - пишет она. И советует исправлять поведение, а не эмоции. Быть сердитым - нормально. Агрессивно вести себя - не нормально. Грустить - нормально. Громко плакать и кричать в продуктовом магазине - не нормально.
И, конечно, родителям не стоит забывать о собственном поведении. Личная дисциплина родителя в управлении эмоциями - отличное руководство для ребенка.
Конечно, американские жизненные реалии непохожи на наши. И дети там учатся по другой системе образования. И жизненные цели ставят перед собой другие. Но это вовсе не значит, что нам стоит лишь посмеяться и над выводами ученых-психологов, и над незамысловатыми советами Эми Морин.
Если всмотреться в историю человечества, можно увидеть, как часто большие конфликты начинались с непонимания чужих чувств и интересов, с ненависти. Внимание людей друг к другу, искреннее и глубокое, способно избавить мир от многих проблем. Кажется, это слишком просто. Но мы часто не делаем даже этого.
Лана ВЛАДИМИРОВА,
интернет-журнал «Интересант»