Первые поезда из Петербурга и Москвы в Крым могут пойти уже следующим летом. Но, похоже, предвкушения удобной поездки на курорты преждевременны. Прокладываемые железнодорожные нитки на солнечный полуостров пока получаются сверхмедленными. Путь из Петербурга в Севастополь займет почти двое суток. В результате возобновленные поезда рискуют стать дорогой игрушкой с неоправданными затратами из бюджета.
Крымский мост - не только уникальная инженерная метафора воссоединения полуострова с Россией. Не заставляет себя ждать и конкретика. В мае досрочно было открыто движение по автомобильной части моста. И с тех пор ставятся всё новые рекорды трафика. Последний был зафиксирован в минувшее воскресенье: 12 августа по мосту проехали 33 359 автомобилей и автобусов. Крым стал ближе не на словах, а на деле. Неудивительно, что теперь, когда у авиационного сообщения появилась автомобильная альтернатива, количество отдыхающих на крымских пляжах зашкаливает.
От радостных перспектив захватывает дыхание: что же будет, когда к автобусам, автомобилям и самолетам добавится самый удобный, безопасный и комфортабельный транспорт - железнодорожный? Воображение рисует толпы счастливых курортников, которые высаживаются на перроны вокзалов Феодосии, Симферополя, Севастополя и Евпатории. Ведь больше не нужно сидеть с затекающими ногами в автобусах или ждать летную погоду в аэропортах. Вышел из удобного вагона, заселился в номер - и на пляж.
Еще больше радости может вызвать тот факт, что железнодорожное сообщение с Крымом может начаться ранее заявленного декабря 2019 года. Как сообщил информированный источник в РЖД, еще в апреле специалисты, составляющие расписание движения поездов и прокладывающие новые железнодорожные нитки, получили задание проложить 15 ниток в Крым для нового графика, на который в РЖД перейдут с 9 декабря нынешнего года. Это значит, что при благоприятном раскладе уже следующим летом путешествие в Крым на поезде может стать реальностью.
С большой долей вероятности можно предположить, что это те самые 15 пар поездов, о запуске которых на IV Крымском транспортном форуме в июне прошлого года заявил генеральный директор ФГУП «Крымская железная дорога» Алексей Гладилин: «Предполагается закупить 15 пар пассажирских поездов. Причем они будут распределяться следующим образом: по два поезда в Севастополь, Евпаторию и Феодосию, остальные - в Симферополь».
Тогда же Гладилин объявил, что примерное время движения поезда сообщением Симферополь - Москва составит от 24 до 28 часов с перспективой сокращения времени в пути от столицы до Симферополя до 18 часов. И что для крымских поездов планируется закупить 800 вагонов, большая часть из которых - двухэтажные купейные.
С этого места вместо победных аплодисментов должны были бы начаться вопросы. С декабря 2016 года «Крымские железные дороги» внесены в санкционный список США. А потому во избежание прещений ОАО «РЖД» (равно как и ее «дочка», отвечающая за организацию пассажирских перевозок, - Федеральная пассажирская компания) официально не может никаким боком иметь отношения к крымской железнодорожной мечте. Включая подвижной состав, назначение рейсов, систему установления и регулирования тарифов и т. д. Такова суровая санкционная реальность.
Таким образом, исключена передача вагонов в Крым на условиях аренды. И «Крымские железные дороги» ждет капитальное обновление парка (на самом деле - создание с нуля: после «Укрзализницы» в Крыму остался только ржавый металлолом). Скорее всего, речь идет о вагонах модели 61-4465 (вагон пассажирский двухэтажный купейный с 30 спальными местами при двухместной компоновке или 64 местами при четырехместной компоновке купе), которые выпускает российский монополист - Тверской вагоностроительный завод. Суда по годовому отчету предприятия, в прошлом году таких вагонов было выпущено 26 единиц, стоимость каждого составила около 80 миллионов рублей. Да и вообще за весь 2017 год завод выпустил 494 пассажирских вагона - в это число входят и двухэтажные, и одноэтажные вагоны, и купейные, и плацкартные.
Напрашивается неизбежный вывод: для того чтобы новенькие крымские составы стали явью, Тверскому вагоностроительному придется очень напрячься. В этом году предприятие должно поставить Федеральной пассажирской компании 676 вагонов (611 одноэтажных и 65 двухэтажных). Как в мощности ОАО «ТВЗ» впишется «крымский» заказ - большой вопрос. Не у главного же конкурента на просторах СНГ, украинского Крюковского завода, его размещать. Да и двухэтажные вагоны - абсолютная монополия Тверского завода на постсоветском пространстве.
Как бы там ни было, по самым скромным подсчетам обещанные 800 новых вагонов обойдутся «Крымской железной дороге» примерно в 64 миллиарда рублей. Сумма красивая (примерно девятая часть расходной части бюджета Петербурга в 2018 году). Но ведь вроде бы игра стоит свеч: Крым станет ближе.
Не тут-то было. Те же источники в железнодорожном ведомстве сокрушенно поделились: про обещанные «бешеные» графики, при которых дорога из Москвы в Крым займет 24 - 28 часов, а из Петербурга - 32 - 34 часа, что сопоставимо со временем следования поездов через территорию Украины до превращения этой страны в арену гражданской войны, можно забыть. Первые результаты свидетельствуют: путь из северной столицы в столицу черноморскую займет почти два дня.
На сегодня известны частичные графики двух поездов: 7/8 Санкт-Петербург - Севастополь и 27/28 Москва - Севастополь. Согласно грядущим планам, петербургский состав будет отправляться с Московского вокзала в 14.09 и ориентировочно прибудет в Симферополь к 11.00 через день, а в Севастополь - к 13.00. Московский состав отправится в 23.50 с Казанского вокзала и окажется в столице Крыма через 35 часов, в Севастополе - через 37. Это вместо обещанных 24 - 28 часов!
Если самые «быстрые» поезда планируется запустить в «трамвайном» режиме, то остается только предполагать, каким будет расписание для региональных и дополнительных составов. А география запланирована обширная. К зимнему поезду из Петербурга добавятся два летних - скорее всего на Феодосию и Евпаторию. Из Москвы будут курсировать три зимних состава, по одному - из Екатеринбурга и Ростова-на-Дону. Летом к ним добавятся поезда из Крыма в Мурманск, Самару, Воркуту, Архангельск, Челябинск, Смоленск, Саратов, Киров, Красноярск. Сколько же времени займет дорога на крымский пляж из этих весей? И сколько придется выложить за билет?
Сейчас в Крым по железной дороге можно добраться на перекладных с пересадкой на автобус в Краснодаре или Анапе. Плацкарт на 16 августа можно купить за пять тысяч рублей в одну сторону, купе - от 6 500 до 11 500. Добавьте сюда расходы на автобус - от 700 до 1500 рублей. Время в пути из Петербурга - 40 - 48 часов с учетом всех пересадок. Авиабилет в Симферополь на ту же дату можно приобрести за 5 175 рублей, еще тысячу нужно будет доплатить за багаж. Время полета - три с половиной часа. И никаких восьмисот вагонов за 64 миллиарда докупать не нужно.
Вариантов - всего два. Либо авиаперевозчики заслали в недра РЖД своих агентов, которые и рисуют поездам сверхмедленные графики. Либо железнодорожную программу изначально решают сделать непопулярной, а значит и нерентабельной - с целью последующей минимизации. И если всё обстоит действительно так, как нам рассказали наши источники, это называется как угодно, только не эффективное государственное планирование.
Константин КАЮКОВ,