Сегодня было объявлено, что на станции метро «Новокрестовская», которая должна была принять пассажиров 29 апреля, в день матча «Зенит» - ЦСКА, много недоделок, и потому пробный поезд будет пущен здесь не 16 апреля, как планировалось, а неделю спустя - 23-го. «Новокрестовская», расположенная рядом со стадионом «Санкт-Петербург», - стратегический объект. Но даже его, похоже, сдать без проблем не получится. Сроки ввода в эксплуатацию этой станции за последние полтора года переносились трижды. Похоже, могут быть перенесены вновь. Хотя дальше уже некуда - чемпионат мира по футболу на носу. Но, в общем, сложившаяся ситуация ни у кого удивления не вызывает. В Петербурге все инфраструктурные объекты всегда сдаются с опозданием.
Так было со стадионом, с частной трамвайной веткой в Красногвардейском районе и множеством других проектов. Сроки обозначаются, а потом бесконечно переносятся и в итоге безбожно срываются. Понятно, что «Новокрестовскую» к чемпионату в итоге запустят, иначе будет скандал федерального масштаба, но ведь нужно еще сдать соседнюю «Беговую» - там тоже не всё готово. В авральном режиме завершаются работы сразу на двух станциях, по которым гости ЧМ-2018 в июне будут судить о Петербурге.
Чтобы закончить строительство, Смольный в конце марта перебросил деньги, предназначенные для других веток метро. Поэтому сдача в этом году «Проспекта Славы», «Дунайской» и «Южной», анонсированная Георгием Полтавченко, - под большим вопросом. Скорее всего, достроены они не будут.
Ну а остальные направления отложены на совсем отдаленную перспективу - 2022 - 2025 годы. Что касается кольцевой ветки, ждать ее раньше 2030 года и вовсе не приходится. Метро в Петербурге сродни коммунизму в СССР - его тоже строили целую вечность и так и не построили.
А тем временем в Москве в марте торжественно открыли новый участок Люблинско-Дмитровской линии с тремя новыми станциями. В этом году там запланированы к сдаче 25 (!!!) новых станций. Городу на Неве такие цифры кажутся невероятными.
Почему в Петербурге так медленно строится подземка? У Смольного есть два ответа на этот вопрос.
Во-первых, наши станции, в отличие от столичных, утверждают чиновники, глубокого заложения, поэтому строить их в разы сложнее. Но это не совсем так. В Москве Люблинско-Дмитровскую линию строили действительно в сложнейших геологических условиях - на глубине около 60 метров. А вот в нашем городе тоннель к «Беговой» рыли на глубине 15 метров. А «Новокрестовскую» строили на глубине 20 метров. На такой же глубине заложен «Дунайский проспект». Как тут не вспомнить поговорку про плохого танцора!
Во-вторых, денег в Петербурге, как известно, нет. Эта привычная отговорка, как кажется чиновникам Смольного, оправдывает весь тот застой, в котором живет Петербург. Но почему, собственно, в городе нет денег даже для строительства метро? Да потому что никто не проявляет никакой инициативы!
Мы сейчас даже не говорим о развитии бизнеса, об инвестиционной среде, которая в северной столице существует разве что на бумаге, речь о более простых вещах - о получении денег на улучшение инфраструктуры Петербурга из федерального бюджета.
За семь лет, в течение которых губернатором является Полтавченко, вопрос стратегического развития Петербурга ни разу не выносился ни на заседания правительства России, ни на Госсовет. По мнению экспертов, городу нужно 3 триллиона рублей для кардинального изменения ситуации. Для того чтобы он окончательно не превратился из бывшей культурной столицы в деревню.
Но губернатор молчит. Ни с какими проектами, просьбами, расчетами наверх от Петербурга никто не выходит. Во всяком случае, публичных сообщений об этом нет. А деньги в тишину не идут.
Не хочется лишний раз приводить в пример соседний регион - Ленинградскую область, там своих проблем хватает. Но вот на прошлой неделе в Петербург приезжал премьер-министр Медведев, а областной губернатор Дрозденко поймал его и показал проект строительства нового моста в Киришах через реку Волхов. Смета - 4,3 миллиарда рублей. Дрозденко объяснил, что только за счет своих средств область с мостом не справится, необходимо федеральное финансирование. Медведев кивнул и поручил готовить документы.
А Петербургу эти 4,3 миллиарда, что, не нужны? Между прочим, почти такая же сумма - 4,1 миллиарда - была переброшена Смольным со строительства Красносельско-Калининской линии метрополитена, из-за чего жители Юго-Запада Петербурга не увидят подземку еще 12 лет!
Безынициативность - вот отличительная черта нынешней городской исполнительной власти во главе с Полтавченко. Под лежачий камень вода не течет. А сам камень в итоге обрастает мхом.
Наш любимый город сегодня - как раз такой обросший мхом камень. Незаметно лежащий на дне. Река истории идет мимо него.
Алексей НИКОЛАЕВ,
интернет-журнал «Интересант»