В Петербурге начинается волна судебных процессов, связанных с многочисленным повреждением автомобилей этой зимой по вине коммунальщиков. Как известно, многие управляющие компании халатно подошли к очистке крыш от снега. Это привело к несчетному количеству «ледопадов» во время оттепелей. Особенно много машин пострадало в исторической части города.
«Крыша вмялась в салон. Капот и крылья - всмятку. Стекло - вдребезги»
В топе народного антирейтинга лидирует Жилкомсервис №1 Центрального района, который особенно прославился «качеством» своей работы. Возможно, именно поэтому оценка данной управляющей компании в поисковике «Яндекс» - 1,2 балла из пяти возможных, а в адрес ее руководителя Олега Валентиновича Захарова на многочисленных форумах звучит жесткая критика.
Число автомобилей, на которые обрушились ледяные глыбы на территории, подведомственной ЖКС-1, по самым скромным подсчетам, не менее сотни. Один из пострадавших от «ледопада» - петербуржец Алексей рассказал «Интересанту» о своей ситуации.
«В январе мою машину буквально разбомбило льдинами во дворе на Моховой улице. Среди бела дня огромные глыбины падали с крыши одна за другой, с реальным риском для жизни людей! Все свидетели происходящего прятались по углам и наблюдали, как куски льда летели сверху на мой автомобиль. А всё потому, что крышу дома с начала зимы ни разу не чистили! И никто даже не удосужился повесить ленточки или какие-то объявления об опасности!» - возмущается Алексей.
Его автомобиль стал жертвой первой волны «ледопада» и пострадал серьезнее, чем остальные.
«Крыша вмялась в салон. Капот и крылья - всмятку. Стекло - вдребезги, - перечисляет Алексей. - Всего эксперты насчитали 22 повреждения. Даже после восстановления машина уже будет совсем «не та».
Коммунальщики затягивают время
Логика действий в подобных ситуациях описана на многих интернет-ресурсах до мелочей.
В первую очередь, нужно обратиться с заявлением в полицию, которая через десять (а по факту - больше) дней, разумеется, откажет в возбуждении уголовного дела.
Потом следует организовать проведение независимой экспертизы повреждений автомобиля, по результатам которой по специальной формуле будет определена сумма ущерба.
Далее владельцу логично обратиться в управляющую компанию с предложением урегулировать вопрос в досудебном порядке. Ну а если откажут, - то путь лежит только в суд.
Подавляющее большинство таких дел решаются в пользу пострадавших. Главное - настойчивость.
Всю процедуру прошел и наш собеседник.
«За месяц после происшествия удалось собрать все документы, - продолжает свой рассказ Алексей. - На экспертизу пригласили представителей ЖКС, но те, конечно, не пришли. В итоге я попытался решить вопрос в досудебном порядке - подал претензию на 45 листах (!), даже сходил на прием к руководителю, где тот пообещал дать однозначный ответ «да» или «нет». Но пока всё вхолостую. Тишина. Еще жду, конечно, но исковое заявление юристы уже составили».
Если дело дойдет до суда, Жилкомсервису придется не только возмещать полную стоимость восстановления автомобиля, но и все сопутствующие траты - работу адвоката, транспортные расходы и многое другое. Если все пострадавшие вдруг тоже обратятся в суд, то управляющей компании придется расширять штат юристов, так как существующая служба едва ли справится с таким количеством исков - а это значит снова дополнительные траты из бюджета. И так далее.
В итоге всё выливается в космические суммы, хотя большинство пострадавших готово пойти на мировую. Но времени управляющим компаниям не жалко, а денег - тем более, ведь они регулярно поступают из карманов жителей города.
Требуется зачистка в управляющих компаниях
Помимо всего прочего, каждый проигранный суд - это репутационные потери для управляющей компании, ее собственника (то есть, государства), для района города, да и для всей администрации Петербурга. Странно, что это никого не волнует - особенно на фоне рейтинга Александра Беглова, снизившегося именно во время зимы. Думается, ЖКС-1 Центрального района была как раз одной их тех нерадивых компаний, которая на этот губернаторский имидж и повлияла.
«Если бы льдина мне разбила стекло или капот, я бы плюнул и отремонтировал за свой счет. Времени жалко. Сосед на УАЗике, который пострадал вместе со мной в этот же день, именно так и сделал. Но тут - вся машина раскурочена, будто каток по ней проехал! Остается только бороться и верить справедливость. И я пойду до конца. Но не очень понятно, зачем так упираются коммунальщики, если и так все ясно?» - рассуждает Алексей.
К слову, в Центральном районе совсем недавно сменился глава - им стал бывший председатель Комитета по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга Максим Мейксин. Это назначение неоднозначно было воспринято и прессой, и простыми петербуржцами. Поэтому Мейксину кровь из носу необходимо завоевывать авторитет.
Если бы он сосредоточился на сфере ЖКХ - самой проблемной сфере Центрального района, это было бы правильным решением. Ведь в управляющих компаниях руководители не меняются годами, а жители города страдают от их бездействия. И ситуация с последствиями «ледопада» и равнодушной реакцией коммунальщиков на проблемы, с которыми столкнулись автомобилисты, - как в случае, о котором рассказал «Интересанту» Алексей, - лишнее тому свидетельство.
Александр СИМОНОВ,
специально для интернет-журнала «Интересант»