Правительственные чиновники всю последнюю неделю излучают радость: Россия за год поднялась в престижном рейтинге лёгкости ведения бизнеса Doing Business на три позиции и теперь занимает 28-е место в мире. Силуанов и Орешкин просто светятся счастьем, хотя понятно, что все эти рейтинги и все эти успехи - эфемерны. Вроде побед имени Мутко на Сочинской олимпиаде - до первого допингового скандала. Мы же сегодня расскажем, как в действительности обстоят дела с бизнесом в России по 9-му пункту рейтинга Doing Business: «Обеспечение контрактов - процедуры, время и издержки». Думаем, что международные эксперты, да и Силуанов с Орешкиным, перестанут витать в облаках, прочитав эту статью.
Уши государства
Для начала - диспозиция. Есть такой мобильный оператор - Tele2 (юрлица - «Т2 Мобайл» и «Т2 РТК Холдинг», генеральный директор Сергей Эмдин). Когда-то это был частный шведский бизнес (многие продолжают так считать до сих пор), но сейчас он находится под контролем ПАО «Ростелеком» (Михаил Осеевский) и банка ВТБ (Андрей Костин), то есть - государства.
А совсем скоро, после реализации указа президента № 480 от 3 октября, этот контроль станет полным - «Ростелеком» и его дочерняя структура «Мобител» получат 100 процентов Tele2. ВТБ взамен отхватит значительный пакет акций Ростелекома и вместе с другим госбанком - ВЭБ.РФ (Игорь Шувалов) - станет его основным совладельцем.
К чему все эти подробности? К тому, чтобы четко зафиксировать: и Tele2, и «Ростелеком» - по сути, государственные, а не коммерческие структуры. Это важно для дальнейшего понимания ситуации.
Третье действующее лицо нашей истории - «B2B center» (АО «Центр развития экономики», Александр Бойко, Денис Патрунин). В начале 2000-х это была первая электронная торговая площадка страны для заключения корпоративных сделок. Позже появились еще несколько подобных площадок, технологически более совершенных. Но отдельные компании почему-то по-прежнему размещают тендеры на «B2B center». Среди них особо выделяются крупные государственные структуры - «Росатом», «Русгидро», дочерние предприятия «Ростеха» (такие, как «Уралвагонзавод») и ВТБ. Что привлекает их в этой площадке - непонятно, но тяготение госкомпаний именно к «B2B center» - медицинский факт.
Формально «B2B center» - частное предприятие. Однако полный список его владельцев найти невозможно. В СМИ звучали названия инвестиционной группы «Русские фонды» (Сергей Васильев и Константин Бейрит), венчурного фонда Digital Sky Technologies (Юрий Мильнер), инвестиционной группы «Да Винчи капитал» (во главе ее - бывшие топ-менеджеры «Ренессанса» Михаила Прохорова), но это - только слова.
Зато документально известно, что среди изначальных учредителей АО «Центр развития экономики» был Григорий Томчин, бывший депутат Госдумы, председатель думского Комитета по экономической политике и предпринимательству, входящий в самый ближний круг Анатолия Чубайса. Именно Чубайсу молва приписывала идею организации «B2B центра» в нынешнем виде. Так это или не так - никто достоверно не знает, но РАО «ЕЭС» приняло активное участие в раскрутке данной торговой площадки, первым начав размещать на ней свои тендеры. Кроме того, ключевой человек в АО «Центр развития экономики» - Александр Бойко в середине 90-х был заместителем Томчина во Всероссийской ассоциации приватизируемых и частных предприятий и лично знаком с Чубайсом. Чубайс, напомним, до того как стать главой РАО «ЕЭС», работал руководителем администрации президента и первым вице-премьером.
В любом случае, уши государства, хоть и не в столь явном виде, как в случаях с Tele2 и «Ростелекомом», просматриваются и здесь.
Ждите ответа. Ждите ответа
Теперь, когда известны действующие лица, - к сути дела.
18 июля 2019 года мобильный оператор Tele2 в лице компании «Т2 Мобайл» разместил на торговой площадке «B2B center» объявление № 1301033 о закупке для 400 своих монобрендовых салонов связи и последующем обслуживании систем электронных ценников. Общая сумма закупки - значительная, около 200 миллионов рублей. Но в объявлении была оговорка: это - только предварительный квалификационный отбор.
«Обращаем Ваше внимание на то, что настоящий запрос не является извещением о проведении конкурса или публичной офертой и не регулируется ст. 447 - 449 ч. 1 ГК РФ, ст. 1057 - 1061 ч. 2 ГК РФ. Таким образом, указанная процедура не накладывает на Организатора соответствующего объема гражданско-правовых обязательств и оставляет за ним право отказаться от всех полученных предложений по любой причине или прекратить процедуру отбора в любой момент, не неся при этом никакой ответственности перед участниками», - говорилось в комментариях к объявлению.
То есть - вы, господа, присылайте свои заявки, а мы их посмотрим и что-нибудь решим. Или - не решим.
Компаний, занимающихся внедрением электронных ценников, в России пока немного. Одним из главных игроков на этом рынке - благодаря эксклюзивному контракту с крупнейшим мировым разработчиком инновационного оборудования для торговли Hanshow Technology - является частная московская фирма «Инком РЕАЛ».
У Tele2 уже был с ней опыт успешного взаимодействия: в конце 2018 года «Инком РЕАЛ» оборудовал электронными ценниками большой шоурум в бизнес-центре Comcity на Киевском шоссе в Москве - там располагается головной офис мобильного оператора («Интересант» писал об этом событии). Более того, в рамках этого проекта «Инком Реал» привлек науку - экономисты из РЭУ им. Г.В. Плеханова просчитали рост эффективности торговой точки за счет использования электронных ценников на площадках «T2 Moбайл». При этом в 2019 году силами компании было смонтировано семь монобрендовых салонов Tele2 при требовании в рамках тендера опыта по всего по трем магазинам. Поэтому, отправляя заявку на конкурс - пардон, на «предварительный квалификационный отбор», - бизнесмены рассчитывали, что сотрудничество может быть продолжено.
Прошел месяц, второй, третий… Никаких результатов «отбора» на сайте «B2B центра» не появлялось. Было ощущение, будто на стороне Tele2, равно как и на торговой площадке, все вымерли. А потом объявление «Т2 Мобайл» вдруг переместилось в… архив. Как будто его и не было.
Конкурс закончился, забудьте?
Товарищи международные эксперты из Всемирного банка, составляющие рейтинг Doing Business! А может, вы что-то не так сосчитали?
Россия в вашем рейтинге опередила Японию (29-е место), Испанию (30-е место), Францию (32-е место), Израиль (35-место). Но трудно себе представить, чтобы в перечисленных странах тендер (а это был всё-таки именно тендер - давайте называть вещи своими именами!) на 3 с лишним миллиона долларов был проведен так, как это произошло в случае с «Т2 Мобайл» и «B2B center», - без опубликования официальных итогов и публичного объявления победителя.
Это - явное, грубое нарушение обычаев бизнеса, так не принято в мировой практике взаимоотношений коммерческих структур. Представители вендора Hanshow Technology, узнав о происходящем, сначала вообще не поверили, что такое возможно, а убедившись, что всё так и есть, были потрясены.
А между тем, и итоги тендера есть, и победитель, судя по всему, определен. Только они почему-то засекречены.
25 октября 2019 года, спустя три месяца (!) после публикации объявления на торговой площадке «B2B center», на личную электронную почту технического директора «Инком РЕАЛ» поступило письмо от менеджера по закупкам «Т2 Мобайл» Алексея Максимова. В нем сообщалось о закрытии тендера «Закупка и внедрение системы электронных ценников в салонах связи Tele2» и выборе компании «Инком РЕАЛ» «резервным поставщиком».
Кто выиграл тендер - до сих пор остается загадкой. Равно как загадкой является и понятие «резервный поставщик». Как определялось, кто первый, а кто - «резервный»? Сколько всего было участников? Сколько баллов набрал каждый из них? Итоги по-прежнему не опубликованы, и значит, дать ответы на эти вопросы и понять, насколько прозрачна была процедура, - невозможно. Вот такой вот Doing Business!
Надо отметить, что неизвестный пока победитель, определенный по итогам этой сомнительной процедуры, фактически втягивается организаторами тендера и торговой площадкой в какие-то непонятные, темные игры. Возможно, против своей воли. Мы не сомневаемся, что речь идет о честной компании, и ее тоже наверняка напрягает не объявление итогов тендера.
Ну а как реагируют на происходящее ключевые участники этой истории? Руководители госкомпаний, мимикрирующих под частный бизнес, - Сергей Эмдин («Т2 Мобайл») и Михаил Осеевский («Ростелеком») - отмалчиваются. Вероятно, они считают, что это нормально - так проводить электронные закупки в XXI веке. А может, это - обычное чванство? С чего бы вдруг бывшему директору аэропорта «Пулково», выпускнику не какой-то там, а Гарвардской школы бизнеса, ставленнику госбанка ВТБ Эмдину и бывшему вице-губернатору Петербурга, бывшему заместителю министра экономического развития РФ, бывшему заместителю главы ВТБ Осеевскому снисходить со своих «государственных» высот до какой-то частной фирмы, интересующейся результатами какого-то тендера? Не много ли от них, великих, хотят?
Впрочем, подробнее о том, что происходит в «Ростелекоме», - из-за чего постоянно повышаются тарифы, почему так много недовольных клиентов и зачем «президенту» Осеевскому 18 (!) «вице-президентов», - «Интересант» расскажет в следующей публикации. Так что - продолжение следует.
А пока сообщим, что, в отличие от набравших в рот воды Эмдина и Осеевского, на ситуацию со скандальным объявлением № 1301033 отреагировал коммерческий директор «B2B center» Андрей Бойко - сын Александра Бойко. Но лучше бы он этого не делал. Ребенок партнера бывшего депутата Томчина и бывшего чиновника Чубайса незатейливо объяснил в своем письме в «Инком РЕАЛ», что «оператор электронной торговой площадки не принимает решение о сроках подведения итогов. Публикация решения о результатах процедуры и выборе победителя осуществляется на стороне организатора процедуры».
Чудесно, не правда ли? Зачем тогда нужна такая торговая площадка, которая на поверку почти ни на что не влияет и мало за что отвечает? Разве это не похоже на «Яндекс.Такси» или «Такси «Везет»? Мы, мол, только диспетчерские услуги предоставляем, а то, что к вам в качестве водителя приедет не говорящий по-русски таджик, - не наша, а ваша проблема. Агрегатор, одним словом.
Кстати, «B2B Center» - не единственный бизнес Бойко-старшего. Еще он разводит рыбу. Несколько лет назад СМИ сообщали, что на рыбной ферме Александра Алексеевича в США в пяти озерах живут больше 100 тысяч особей белуги, стерляди и севрюги.
Что ж, когда в фирме всё хорошо, можно и черную икру ложками есть.
Николай ПЕЧЕРНИКОВ,
Алексей НИКОЛАЕВ,
интернет-журнал «Интересант»