На этой неделе исполнилось 100 дней работы новых руководителей регионов Северо-Запада России, назначенных в ходе массовых кадровых перестановок, осуществленных президентом в начале этого года. 13 февраля и. о. губернатора Новгородской области стал Андрей Никитин, 15 февраля и. о. губернатора Республики Карелия был назначен Артур Парфенчиков. Кроме того, два раза по 100 дней недавно отметил назначенный в октябре прошлого года и. о. губернатора Калининградской области Антон Алиханов. Самое время подвести первые итоги их деятельности на этих постах. Но загвоздка в том, что никаких итогов нет. Прорыва в экономической и социальной сферах ни в одном из регионов не случилось. А между тем всем троим - и Никитину, и Парфенчикову, и Алиханову - 10 сентября, в Единый день голосования, предстоит участвовать в выборах. И, судя по всему, это будут очень проблемные выборы.
Антон Алиханов, поставленный на Калининградскую область, - самый юный губернатор России, ему тридцать лет. Регион - ключевой, обращенный лицом к Западу, географически отделенный от остальной части страны, фактически государство в государстве.
Алиханова называют креатурой «Ростеха». Но одно дело - получить должность благодаря высокому покровительству, и совсем другое - быть руководителем. У молодого и. о. губернатора Калининградской области никакого практического опыта за плечами нет. «Ростех» далеко, а проблемы региона - вот они, под носом.
За двести с лишним дней у власти Алиханов, по оценке политологов, допустил массу ошибок, перессорился с региональными элитами, в том числе финансовыми и медийными, не смог выработать четкого плана стратегического развития региона.
Алиханова в Калининграде не просто не приняли, молча стиснув зубы, - ему активно противодействуют. В основном нанося удар за ударом в информационном поле. Он эти удары не держит. Оправдывается, приводит аргументы в свою защиту, провоцируя все новые и новые публикации в СМИ. В последнее время Алиханов активно появляется на федеральных каналах, дает интервью, пиарится. Но избираться-то ему не в Москве, а в Калининграде.
На Карелию бросили Артура Парфенчикова, работавшего до этого главой Федеральной службы судебных приставов. Это вообще примета последнего времени: ключевые должности в исполнительной власти получают в основном выходцы из ФСБ и других силовых структур. Как будто политика - это «ать-два».
Став и. о. губернатора, Парфенчиков сразу же сделал несколько знаковых шагов.
Во-первых, - предложил переселять жильцов из ветхого фонда в отдельные деревянные дома. «Чего-чего, а качественной древесины в Карелии - сколько угодно. Почему же переселенцам из ветхого жилья надо обязательно предлагать бетон и кирпич?» - недоуменно заметил новый руководитель Карелии, не понимая, очевидно, разницу между городским и деревенским жильем.
Во-вторых, Парфенчиков показал бизнесменам, кто в доме хозяин. По его инициативе была отменена лицензия на разработку крупнейшего песчаного карьера. «Я поговорил с предпринимателем, - рассказал журналистам Парфенчиков. - И благодарен ему за то, что он <…> принял решение добровольно отказаться от этой лицензии. Это мудрое человеческое решение».
Вообще, такой прямолинейно-безыскусный стиль управления свойственен новой региональной элите. Рассказывают, будто сразу после назначения Парфенчикова на ковер был вызван председатель Законодательного собрания Карелии. И вот, если верить слухам, входит он в начальственный кабинет и с порога слышит: «Пиши заявление и уходи». Председатель парламента - в шоке, а ему поясняют: в Москве, дескать, приказали тебя уволить.
Забавно в этой ситуации вот что: ни Москва, ни губернатор уволить - именно уволить - главу законодательной вести власти, разумеется, не могут: он избран, а не назначен на свою должность. Но кого это волнует? «Ать-два»!
В Карелии уже слагают анекдоты. «Приехал Парфенчиков на ферму, а доярки ему жалуются, что корова Зорька стала давать мало молока. Подходит губернатор к Зорьке и говорит: «Пиши заявление и уходи». Или: «Собрался Парфенчиков на шашлыки, светит солнце, и тут вдруг - бац! - ливень начался. Возмущенный губернатор звонит директору Гидрометцентра: «Пиши заявление и уходи».
«И.о.тить» Новгородской областью назначили Андрея Никитина, бывшего директора Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов, обладателя степени MBA Стокгольмской школы экономики. И вот он с этой степенью приехал в область, у которой масса проблем - от некачественных дорог до раздора в элитах.
Каков правильный вариант для подобного случая? Быстро сформировать свою команду и вкалывать с утра до ночи.
Но нет - рассказывают, что Никитин ездит по всем городам страны и предлагает разным людям «возглавить проекты в Новгородской области». Получает отказы. Сам подход Никитина наблюдателей, конечно, удивляет. Ведь область - это живой организм, а не набор кейсов. И калькирование опыта, который Никитин получил, работая в АСИ, здесь ничего не даст. Но проблема-то в том, что другого опыта у него и нет.
Знающие люди утверждают, будто новая администрация Новгородской области пытается привлечь к финансированию своих «проектов» крупнейшие госбанки, но это не очень получается. Банки даже в качестве залога авторитет Никитина как актив не признают. Потому что с авторитетом - проблема. Он нарабатывается годами, а не возникает из воздуха.
Приходится констатировать: проект реновации региональных элит увяз. Во всяком случае, в Северо-Западном регионе России.
Федеральный центр, не доверяя местных элитам, полпредству в СЗФО и существующим в Москве землячествам, объединяющим выходцев из конкретных регионов, которые мечтают ставить губернаторами своих людей и всячески лоббируют их кандидатуры, назначил на должности неожиданных людей. Но все три новых руководителя за прошедшее время не сделали ничего выдающегося, принципиально не изменили ситуацию в своих губерниях. Не заставили общество почувствовать перемены. А в сочетании с застоем в других регионах, где руководителей пока не поменяли (как в случае с губернатором Санкт-Петербурга Георгием Полтавченко, например), общая управленческая картина выглядит и вовсе безрадостно.
Известно, что администрация президента, проводя обновление губернаторского корпуса, ставила задачу реализовать так называемое «свободное управление территориями» - то есть сделать так, чтобы вновь назначенные руководители самостоятельно решали на местах проблемы регионов. Но пока нельзя сказать, что эта благородная задача успешно реализована. Ситуацию усугубляет слабость полпредства в СЗФО. Происходит размывание власти.
Успех выборов 10 сентября чрезвычайно важен для Кремля - они расцениваются как генеральная репетиция президентских выборов. Однако во всех трех регионах Северо-Запада, где предстоит избрать губернаторов, обстановка сложная. Региональные элиты, с которыми не нашли общего языка новые назначенцы, будут им противодействовать. Сильным соперником для Артура Парфенчикова может стать возможный единый кандидат от карельской оппозиции Ирина Петеляева. Для Антона Алиханова проблемой может оказаться мэр Калининграда Александр Ярошук, если он соберется на выборы. В прежние времена достаточно было бы окрика, чтобы все «несогласные» взяли под козырек. Но сейчас это не срабатывает - необходима тонкая продуманная политика, учитывающая интересы разных сил. А ее нет.
Но может быть, проблемы, с которыми неизбежно столкнутся исполняющие обязанности губернаторов на сентябрьских выборах, станут поворотным пунктом. Благодаря которому всем станет окончательно понятно: нужен не косметический, а капитальный ремонт вертикали власти.
Николай ПЕЧЕРНИКОВ,
интернет-журнал «Интересант»