Поверьте, совсем скоро в футбольном мире, если оставить за скобками Германию и Россию, хорошо, еще и Чили, вообще все забудут, кто там выиграл минувший Кубок Конфедераций. Не верите? Тогда скажите, многие ли сейчас вспомнят, кто его выиграл четыре года назад?! Даже напоминать не буду, поскольку это абсолютно неважно. Турнир был тестом перед чемпионатом мира. Для хозяев, в первую очередь. Со всех сторон - буря восторгов, мол, всё организовали на «отлично». Довольны и чиновники ФИФА, и участники, и большинство болельщиков, в том числе иностранных. Но больше всех, похоже, довольны сами организаторы. В целом действительно провели турнир очень даже хорошо, достойно. Но отдельные «тесты» провалили. И нужно разобраться, почему это произошло.
Тест на паспорт
Речь - о так называемом «Паспорте болельщика», придуманном российскими властями, чтобы контролировать всех посетителей футбольных матчей. По официальной версии - исключительно в целях безопасности. Такого количества людей с бейджиками в Москве, Санкт-Петербурге, Сочи и Казани прежде не бывало. Поскольку турнир прошел без эксцессов, то, возможно, «паспорта» себя оправдали, но…
Система работала так: сперва требовалось купить билет, а затем оформить паспорт болельщика, и никак не наоборот. На этапах предварительных продаж нет никакой разницы в последовательности этих действий, а вот во время турнира, как выяснилось, есть. Потому как изначально этот самый «паспорт» оформлялся примерно за сутки. А в процессе Кубка Конфедераций - по ходу дня. И, к примеру, иностранным гостям, приехавшим в Россию непосредственно в день матча, порой приходилось часами стоять в очередях, чтобы получить этот самый «паспорт», без которого на стадион не попасть. Лично был свидетелем того, как несколько несчастных чилийцев буквально плакали, потому что пробрались на «Спартак-Арену» в Москве лишь к концу матча своей национальной сборной. Потому что там, где распечатывали «паспорта», работало только два принтера, и очередь практически не двигалась. Кто бы мог подумать, что в столице - дефицит принтеров…
В чем смысл получения «Паспорта болельщика» уже после приобретения билета, непонятно. Почему нельзя заранее заказать себе этот документ, например, по Интернету, и иметь возможность получить уже готовый в удобном пункте? А билеты покупать, когда захочется. Хоть за полгода, хоть в день игры. Тем более что привязка «Паспорта болельщика» к билету на матч происходила только при входе на стадион, никак не раньше. То есть один человек имел право купить хоть десять билетов, но в итоге пройти по ним мог любой другой.
Тест на очереди
Безопасность - превыше всего. Никто даже не собирается это оспаривать. Но, как уже рассказывал «Интересант», система досмотра граждан на стадионах в Санкт-Петербурге и частично в Москве порой доходила до абсурда. Никто так и не смог объяснить, почему «барбариски» отбирали, а леденцы от кашля - нет. И вообще, при чем тут «барбариски»?! У каждого досматривали сумки уже после прохождения ее через сканнер. Внимание, вопрос: у них там сканеры не работали или люди не умеют ими пользоваться? Просто третьего не дано. В тех же аэропортах вещи пассажиров после «ленты» смотрят только в том случае, если на сканере выявлено нечто запрещенное. В противном случае ни один бы рейс вовремя не вылетел бы. У нас же на футболе получился контроль ради контроля. Абсолютно бессмысленный еще и потому, что даже досматривали сумки в большинстве случаев непрофессионально, пропуская кармашки и так далее. А порой и людей пропускали в суете. Так может быть, все-таки стоит научить людей пользоваться аппаратурой, а не заниматься ерундой?
Ведь стоять в очереди по часу, а то и больше, чтобы попасть на стадион, еще и опоздав на матч, - сомнительное удовольствие. И не это ли - одна из причин того, что Кубок Конфедераций, прошел без аншлагов, даже финал. Сходили люди на один матч - на второй кто пойдет после таких досмотров, если не фанат сборной условной Австралии?
Тест на билеты
И руководители ФИФА, и организаторы очень довольны посещаемостью Кубка Конфедераций. А чему радоваться, если россияне не смогли заполнить стадионы даже на матчах сборной России?! В Германии или в Чили такого произойти не могло - были бы аншлаги. Своя команда, домашний турнир…
А у нас, в Петербурге, еще и новый стадион, на котором все так хотели побывать! Так в чем же дело? Конечно, не только в тотальном досмотре и очередях, хотя и в этом, повторюсь, тоже. Полностью деградировала национальная сборная - у многих нет в нее веры. Это раз. У нас слабый национальный чемпионат, интересующий мизерный процент граждан. Они не привыкли ходить на футбол. Это два.
Наконец, три. Очень важное «три» - совершенно непонятная система распространения так называемых «социальных» билетов. Как известно, определенную часть билетов на матчи Кубка Конфедераций раздавали бесплатно. Если верить «партии и правительству», это небольшая часть. А если послушать тех, кто приходил на стадион, то чуть ли не каждый второй посетивший Кубок Конфедераций россиянин попал туда по «социальной» квоте. И настроения у многих, кому бесплатно не досталось, было абсолютно естественным: если кого-то пускают бесплатно, то почему мы должны платить?!
В самом деле, давайте как-то определимся: либо пусть все платят (в конце концов, 990 рублей - это три раза в кино входить), либо раздавайте всем бесплатно! В этом, собственно, и должна состоять социальная справедливость. И не надо рассказывать сказки, будто бесплатные билеты предназначались для малоимущих и инвалидов, хотя, конечно, и такие среди их обладателей были. Но преимущественно халява досталась любителям… халявы. Как и всегда в нашей стране.
Тест на поезда
Наконец, самый трогательный тест, лучше всего характеризующий всю нашу страну, в которой проживают в большинстве своем добрые люди, которые всегда хотят «как лучше», а получается - все мы знаем как. Сама идея-то замечательная! Есть у тебя билет на матч, скажем, в Москве. А ты проживаешь в Санкт-Петербурге. Значит, имеешь право прокатиться из одной столицы в другую на футбол бесплатно. Но… Опять эти «но»!
Как известно, бесплатные поезда курсировали только между четырьмя городами, принимавшими Кубок Конфедераций. А вот купил билет на футбол, например, житель Волгограда или Астрахани… Он полностью оплачивал проезд до футбола и обратно. Честно заработанными рублями. Так почему москвич ездил в Питер на финал бесплатно, а, опять же например, ростовчанин платил? В чем логика? Где все та же социальная справедливость? Или эта разрекламированная акция рассчитана только для желающих устроить турне по городам-участникам турнира? Почему гражданин не может съездить на один матч? Получается, что жители городов, где проводится турнир, принадлежат в «высшему сорту», а остальные - к «первому», «второму», «третьему» и «десятому» - в зависимости от удаленности родной деревни от Москвы. Или от Сочи…
Ладно, пусть так. Страна у нас большая, всем не угодить. Но почему люди должны сутками добираться из Сочи в Санкт-Петербург?! Да, бесплатно - это круто. Но время - деньги. Никакой романтики в таком путешествии нет. Возникает очередной вопрос: почему организовали бесплатные поезда, а не самолеты? Есть ли разница, кому платить из бюджета - «РЖД» или «Аэрофлоту»?! Скажете, что поезда дешевле? Так это смотря как все организовывать.
Большинство бесплатных поездов были полупустыми, некоторые - символически заполненными - по несколько человек в вагоне. А на один поезд, ехавший из Петербурга в Москву, вообще никто не сел! Как рассказала мне знакомая проводница, впервые в истории Российских железных дорог отправился в путь абсолютно пустой поезд! Зато с полным составом проводников и полицейских! Обычно, если на поезд не продаются билет, то просто отцепляются вагоны. А тут ситуация иная. Оргкомитет поезд проплатил - надо ехать. Так сказать, деньги уплачены за полный состав.
Понятно, что если все делать по уму, то нужно отправлять бесплатные прицепные вагоны к поездам, а не запускать «Поезд ФИФА». А если совсем по уму, то организовывать бесплатные чартеры - вместо того, чтобы возить проводников без пассажиров. Ну пусть не бесплатные - дешевые. А то регулярных рейсов, скажем, между Казанью и Сочи не было в принципе! Например, в планы многих болельщиков входило посещение матча группового этапа Португалия - Мексика в Казани 18 июня и матча Германия - Австралия в Сочи 19 июня. Но технически это было невозможно - к началу сочинской игры невозможно было успеть из-за неудобной стыковки рейсов в Москве.
Хотя у нас порой бывает так, что летишь в Москву, а можешь попасть в… Казань. Или и туда не попасть, как это случилось с нашими коллегами из агентства «Франс Пресс», которые вылетели из Сочи, где проходил полуфинал, в Москву, чтобы потом отправиться оттуда в Петербург на финал. Увы, в столице была нелетная погода, и самолет развернули - на запасной аэродром в Казань. Но аэропорт Казани был перегружен и принять рейс тоже не смог. Поэтому самолет сменил курс на Нижнекамск, где благополучно приземлился. Напомню, вместо Москвы. А поскольку в Нижнекамске не оказалось гостиницы, то пассажиров отправили в… Набережные Челны! На автобусе. Утром следующих суток пассажиров наконец-то довезли до столицы, а оттуда и до Питера. И все бы ничего, но багаж коллег из «Франс пресс» до Питера не долетел. Причем у всех. Причем даже на следующий день.
А вы говорите бесплатно… Тут и за деньги не добраться.
В общем же и целом Кубок Конфедераций, повторюсь, организовали хорошо. Честное слово.
Даниил ОРЛОВСКИЙ,
интернет-журнал «Интересант»