Очередная выставка, посвященная главному событию года - столетию Октябрьской революции, - открылась в Корпусе Бенуа. На ней представлено около ста картин из коллекции Русского музея - в основном известных. Просто в данном случае они представлены в другом контексте - в контексте времени глобальных перемен, потрясших Россию в начале ХХ века, на которые художники не могли не откликнуться. Откликнулись они по-разному. И с течением времени - а выставка охватывает период первых трех десятилетий ХХ века - их мировоззрение, а соответственно и направление творчества, менялось. Чтобы посетителям выставки было проще разобраться в сложных перипетиях истории и переменах в творческих настроениях, картины сопровождаются текстами - выдержками из дневников, писем.
В предчувствии…
Открывается выставка картиной Репина «Какой простор!», написанной в 1903 году и на первый взгляд никакого отношения к революционным событиям не имеющей. Но от нее исходит такое чувство свободы, что понимаешь - Репин уже тогда предчувствовал, что «грянет буря». Он, кстати, был довольно революционно настроен, восторженно принял манифест 17 октября 1905 года - о чем свидетельствует еще одна его картина, представленная на выставке, которая так и называется: «17 октября 1905 года». Как сказала на открытии выставки заместитель директора Русского музея по научной работе Евгения Петрова: «В те годы все были в известной степени большевиками». И подчеркнула: «Только в известной».
В «известной степени большевиком» был даже мастер салонных портретов Валентин Серов, на которого огромное впечатление произвел расстрел мирной демонстрации в 1905-м. После этого изменились и его взгляды, и его творчество. Так появилась картина «Солдатушки, бравы ребятушки! Где же ваша слава?», на которой солдаты идут в атаку на мирную демонстрацию. Кстати, на знаменитую выставку работ Серова, которая проходила несколько лет назад в Москве и которая побила все рекорды посещаемости, эту картину не взяли - не вписывалась в «салонную концепцию». А ведь она так много говорит о личности художника!
Ну и конечно, нельзя было обойтись без работ Павла Филонова, перефразированное название картины которого «Цветы мирового расцвета» стало и названием выставки. Этот художник, которого все считали мистиком и фантастом, после революции стал рисовать ударников труда - в своем, конечно, стиле. Что, впрочем, не спасло его от «пристального внимания» КГБ. На выставке можно ознакомиться с воспоминаниями жены Филонова - Екатерины Серебряковой о том, как уже в 30-х собралась «тройка» и стала рассматривать написанную в 1913-м картину «Пир королей», пытаясь отыскать в ней крамолу. «Фашистами» называет этих людей Серебрякова, и не ошибается - в 1938-м были репрессированы и расстреляны двое ее сыновей, пасынки Филонова. Сам же художник умер в 1941-м в блокадном Ленинграде, жена пережила его всего лишь на несколько месяцев. Такими вот «цветами зла» стали для Филонова революционные события.
Революция в квадрате
Ну и «революция в квадрате» - это, конечно, творчество Казимира Малевича. Который был революционером во всем. Один его «Черный квадрат», по мнению самого художника, сделал больше, чем все социалистические партии. То есть перевернул сознание, перевернул мир.
На выставке в Корпусе Бенуа представлен и «Красный квадрат» Малевича, который не только не совсем квадрат, так еще и имеет второе название - «Живописный реализм крестьянки в двух измерениях». Написан квадрат в 1915-м, а в 1933-м Малевич рисует портрет работницы, которая больше похожа на крестьянку. Наверное, это та самая крестьянка, реализм которой - «в двух измерениях».
От Богоматери до тревоги
Но шире всего на выставке представлены работы Петрова-Водкина. Причем тематически они очень разные. Тут и «Богоматерь Умиление злых сердец» 1915 года, несущая предчувствие грядущих бед и потерь, и уже послереволюционная «Смерть комиссара», и «Селедка» - символ голодных первых лет революции (кстати, натюрморты на выставке тоже есть - но они скупы и лаконичны, никаких пиршеств), и «Рабочие» 1920-х, и «Тревога» 1934 года, когда все с тревогой смотрели в окна - не за ними ли приехали? То есть все периоды околореволюционных лет в его творчестве отражены. Петров-Водкин оказался еще и Нестором своего времени. Его письма матери дополняют живописные работы и рассказывают о том, чего не смогли сказать картины.
И конечно, еще один певец революции - не художник, поэт - Александр Блок, который тоже был и очарован, и разочарован революционными событиями и в конце концов от разочарований и погиб, должен был присутствовать на этой выставке. Его поэма «Двенадцать» звучит в одном из залов, сопровождаемая ожившими иллюстрациями Юрия Анненкова и кадрами из старых фильмов: «Революционный держите шаг! Неугомонный не дремлет враг!». Но… «В белом венчике из роз - впереди - Иисус Христос». Противоречивая поэзия, противоречивая живопись самого противоречивого времени - в мечтах о мировом расцвете.
Анна ВЕТЛИНСКАЯ,
интернет-журнал «Интересант»