Более двухсот произведений искусства, созданных в период с 1920 по 1990 год и посвященных теме детства, представлено на выставке в Мраморном дворце, которая, естественно, приурочена к столетию Октябрьской революции. Причем, как подчеркивают устроители выставки, она «не о качестве», потому что в экспозиции есть в том числе и работы, которые шедеврами точно не назовешь. Она - просто о детстве, которое при любом политическом строе остается детством, временем, когда жизнь кажется бесконечной.
На портрете - только с пионерским галстуком
Но учитывая годы, когда создавались представленные работы, можно было не сомневаться, что идеология на выставке все-таки будет превалировать. Так и случилось. И песня «Прекрасное далеко…», звучащая в выставочных залах, хоть и настраивает на лирический лад, заглушить кричащую с большинства полотен «благодарность партии и правительству» не может.
Особенно это заметно на примере работ, созданных в 20 - 30-х. Просто дети художников и скульпторов, как, наверное, и государство, тогда не очень интересовали. Если уж ваять или рисовать, так исключительно октябрят, пионеров, партизан, горнистов, спортсменов и далее по списку. Даже просто две девочки-школьницы на картине Лидии Тимошенко, написанной в 1936-м, не обошлись без пионерских галстуков. Хотя ничего ни к образам девочек, ни к собственно качеству живописи пионерский галстук не добавляет.
Были, конечно, и исключения. Петров-Водкин, например, даже в 1926-м упорно рисовал купающихся мальчиков, не углубляясь в то, пионеры они или нет. А Софья Закликовская в 1935-м написала просто портрет дочери - обычной девочки с куклой, без всяких октябрятско-пионерских признаков в виде значков и галстуков.
Кисет «от Анюты Ивановой»
Желание же некоторых творцов идти в ногу со временем иногда приводило к нехорошим результатам. Вот Мария Гранавцева в конце 20-х написала ужасающую картину «Пионерская песня о барабанщике», в конце 30-х Наум Могилевский сваял дефективную гипсовую пару коричневого цвета, носящую гордое звание «Молодежь Ленинграда», а неизвестный художник в те же годы - не менее дефективных деревянных «Пионеров».
И конечно, надо было постараться всячески выражать ту самую благодарность за счастливое детство. И появляется картина Александры Якобсон «Подарок Сталину», на которой девочка что-то мастерит, и всё это сопровождается еще и стихами. Из них выясняется, что шьет девочка товарищу Сталину кисет - «Дорогой товарищ Сталин. Как закуришь - вспоминай. От Анюты Ивановой из колхоза «Красный май». То есть борьба с курением в данном случае была неактуальна. А на Ломоносовском фарфоровом заводе создали целую композицию, которая так и называется «Спасибо товарищу Сталину за счастливое детство». Состоит композиция из нескольких фарфоровых фигур - «И. В. Сталин с пионерами», «Юные мичуринцы», «Юные животноводы», «Пионер-горнист». И никаких имен - только «звания и должности».
В «прекрасное далеко» без Павлика Морозова
Интересно, что и «Подарок Сталину», и фарфоровая композиция создавались в середине - конце 40-х. Хотя как раз в эти годы искусство, кажется, повернулось лицом к обычному человеку, а идеология ушла на второй план. Именно тогда появляются такие картины, как «Награжденный медалью» Варвары Раевской-Рутковской, «Медаль за оборону Ленинграда» Веры Зенькович, которые «работают» сильнее любой пропаганды.
В послевоенные годы человеческое в произведениях искусства вообще всё чаще вытесняет политико-воспитательную направленность. Да, еще делает макет памятника Павлику Морозову в 1947-м Иосиф Рабинович, а Аркадий Пластов в 1962-м рисует не просто Колю Тоньшина, а «пионера Колю Тоньшина», но уже всё больше и больше работ, на которых просто дети - отдыхают, празднуют день рождения, берут уроки музыки. И это именно то детство «без идеологии», которое должно быть у каждого нормального ребенка.
Ну а все пионерские галстуки, октябрятские значки и памятники Павлику Морозову пусть останутся экспонатами выставок. В «прекрасное далеко» лучше идти без них.
Анна ВЕТЛИНСКАЯ,
интернет-журнал «Интересант»