Закон о борьбе с «билетной мафией», начавший действовать с 1 сентября и формально усложнивший процесс перепродажи театральных билетов, нисколько не напугал злоумышленников: Интернет по-прежнему пестрит сомнительными предложениями, рассчитанными на неискушенных покупателей. Какова в этом спектакле роль самих театров - вопрос открытый.
Билеты в театр нынче дороги. Так принято считать, и зачастую так оно и есть. Театралы, не владеющие специфическими «ноу-хау», позволяющими существенно минимизировать траты на билеты (об этом чуть позже), наталкиваются в кассах и на официальных сайтах театров на билеты с четырех-, а то и пятизначными ценниками. Но если бы только в этом состояла беда. В последние год-полтора активизировались дельцы, поднаторевшие в продвижении фальшивых сайтов популярных театров, на которых в перепродажу запускаются билеты с существенно увеличившимися ценами. Причем эти интернет-спекулянты искусно используют CEO-технологии, позволяющие их сайтам находиться в самом верху результатов поиска «Яндекса» и Google. А сами интернет-страницы выглядят в высшей степени респектабельно и соблазняют покупателей множеством дополнительных «бесплатных» сервисов, за которые доверчивые покупатели на самом деле с лихвой переплачивают.
Согласно вступившему в силу закону, отныне запрещено продавать билеты по цене выше той, что обозначена в самом билете. А зрелищные организации обязаны выкладывать цены на билеты в открытом доступе. Посредники могут взимать плату за дополнительные услуги, например за доставку, - но не более 10 процентов от стоимости билетов.
В законе есть нововведения, касающиеся процедуры возврата билетов. Раньше купленные билеты можно было вернуть за полную стоимость буквально за минуту до начала представления. Этим пользовались перекупщики, предлагающие посетить популярные спектакли по заоблачной цене и возвращающие невостребованные билеты в кассу в последний момент. Теперь полную стоимость билета можно вернуть не позже, чем за десять дней до спектакля. Если вы сдаете билеты не позднее, чем за пять дней, можете рассчитывать на половинное возмещение своих трат. Если не позднее трех дней - только на 30 процентов. Если же представление отменяется или переносится на другую дату по инициативе организатора, то вам вернут полную стоимость билетов.
Вроде бы всё правильно. Но, как говорится, гладко было на бумаге. На самом деле сайты перекупщиков множатся независимо от принятия законов любой степени грозности.
Буквально на днях о появлении сайта-двойника и о риске приобрести фальшивые билеты предупредил своих поклонников театр «Санктъ-Петербургъ опера». Так что клиентам таких контор нужно радоваться, если выяснится, что они всего лишь переплатили, но все-таки получили действительные билеты. Сколько было случаев, когда дорогущие билеты прибывали к своим владельцам распечатанными на обычной офисной бумаге и без сопровождения кассового чека. Надо ли пояснять, что в таком случае незадачливые покупатели вообще лишаются каких бы то ни было прав.
Поговорим о масштабах наценок. Начнем с той же «Санктъ-Петербургъ оперы», коли она первой пришлась к слову. В ближайшую субботу здесь будут давать популярную у детской аудитории «Красную шапочку», официальная цена - от 400 до 800 рублей. Сайт-двойник предлагает посещение спектакля по билетам от 940 до 1380 рублей. 27 сентября можно послушать «Травиату» - это удовольствие обойдется от 650 до 1700 рублей по номиналу и от 1150 до 2770 рублей с переплатой у «фарцовщиков» (при просмотре свободных мест аферисты стращают: «еще 33 человека в данный момент выбирают билеты на это мероприятие», но и завлекают: «бесплатная доставка билетов», «10-процентная скидка постоянным клиентам»). Наконец, 29 сентября в «Санктъ-Петербургъ опере» дают стопроцентный хит - «Сильву». Аппетиты спекулянтов здесь просто не знают стыда: они предлагают билеты по 2100 - 3500 рублей при номинальной стоимости 1200 - 2000 рублей. То есть самый дорогой официальный билет дешевле самого дешевого от билетной мафии.
Для такого маленького театра вопрос борьбы со спекулянтами принципиален: в зале всего 173 места и каждый билет востребован. Но мафия не упустила из поля своего внимания и петербургские «гранды» - существуют идентичного оформления пиратские сайты, продающие билеты в Мариинский, Михайловский театры и БДТ. Все они зарегистрированы за рубежом, имеют дизайн, сходный до степени смешения с настоящими театральными сайтами и предлагают бесплатную доставку билетов и скидку для постоянных клиентов, без которых аферистам, как говорится, и жизнь плоха.
22 сентября в Большом драматическом театре можно восхититься игрой Алисы Бруновны Фрейндлих в спектакле «Война и мир Толстого» - заплатив при этом в кассе театра от 500 до 3500 рублей и 1400 - 5300 рублей перекупщикам. На 27 сентября в театре назначен показ недавней премьеры спектакля Ивана Вырыпаева «Волнение» с той же Фрейндлих в главной роли. Официальных предложений нет, зато перекупщики помогут приобщиться к действу продолжительностью 1 час 20 минут всего за 6500 рублей на балконе третьего яруса. Можно и за 17 тысяч - тогда вы займете кресло в первых рядах партера. Это - со скидкой, раньше за такой билет на сайте просили 22 100 рублей.
Михайловский театр известен традиционно невысокими ценами на местную жидковатую оперу и запредельно дорогими билетами на помпезные балетные представления в стиле «красиво и еще красивее». 22 сентября здесь показывают по-божески бюджетную «Травиату» - на официальном сайте билеты продаются от 400 до 3000 рублей, у перекупщиков - от 1300 до 4800 рублей. Картина кардинально меняется уже 24 сентября, когда в балете «Спартак» на сцену выходит звездный состав: Иван Зайцев, Анжелина Воронцова, Ирина Перрен, Иван Васильев и Фарух Рузиматов. На официальном сайте осталось лишь несколько билетов в престижных литерных ложах по 10 тысяч. У спекулянтов там же и еще немного - по 14 тысяч. Наценка почти нищенская! Выгодное предложение!
А 13 октября случатся истинные чудеса. В этот вечер на сцене Михайловского блистает Николай Цискаридзе - ректор Вагановки выйдет в балете «Тщетная предосторожность» в партии вдовы Симоны. Михайловский театр предлагает кресла в ложах за те же 10 тысяч рублей. А на фальшивом сайте можно на этот же спектакль купить билеты опять-таки за 14 тысяч в литерные ложи, но и за 2800 на второй ярус! А уж билетов по 4 тысячи во второй ряд бенуара просто, что называется, завались. Просто дисконт какой-то на звезду! Неужели предложение в этом случае превысило спрос? Тогда очень тревожно за будущее балетной звезды Николая Цискаридзе.
Если вы соберетесь в ближайшие дни в Мариинский театр, рекомендуем оперу «Риголетто» с отличным составом: вечером 21 сентября на Новой сцене выступят Евгений Акимов, Владислав Сулимский, Альбина Шагимуратова. Но вот что интересно: на сайте можно приобрести билеты от 1000 до 3450 рублей, на сайте-двойнике - от 2300 до 5250 рублей. 27 сентября здесь же появится возвратившийся с гастролей Валерий Гергиев: он будет дирижировать оперой «Отелло» с участием Михаила Петренко, Владислава Сулимского, Ирины Чуриловой. Официальные билеты стоят от 1400 до 4200 рублей, а у перекупщиков - от 2840 до 6200 рублей. Не брезгуют спекулянты заработать и на детях: если билеты на представление 26 сентября из популярного детского цикла «Путешествие в старинное королевство», проходящее в Камерном зале Мусоргского, стоит по номиналу 1000 рублей, то у аферистов - 2300 рублей.
Самое смешное, что в Мариинском театре, в отличие от Михайловского, БДТ и даже той же «Санктъ-Петербургъ оперы», очень трудно не купить билеты на официальном сайте или в кассах. Как правило, они есть всегда, если только речь не идет о чем-нибудь из ряда вон выходящем. Безо всяких наценок. И даже более - петербургские театралы в курсе, что можно постараться и приобрести билет в этот театр с половинной скидкой и даже за символическую сумму, если попытать счастья у окошка администратора перед началом спектакля.
И здесь возникают неудобные вопросы. Даже при таком положении дел существуют сайты, перепродающие реальные билеты. Значит, они каким-то образом получают доступ к лучшим предложениям и возможность накрутить свой процент побольше. И их предложения в большинстве случаев вполне реальны. Значит, не врут, сообщая на своих сайтах-двойниках - «официальные билеты»?
Но ведь теперь есть новый закон - его же не зря принимали?
«В Москве черный билетный рынок составляет почти 1 миллиард рублей, в Санкт-Петербурге, конечно, несколько меньше. Насколько принятый закон победит это негативное явление, нам сказать сложно. На мой взгляд, это наиболее действенный механизм, который сможет им противодействовать. Хотелось бы верить, что спекулянты не смогут что-то придумать в рамках этого механизма. Мы надеемся, что черный билетный рынок сильно поредеет, и мы нанесем решительный удар по нему», - цитирует сайт министерства культуры руководителя отдела по работе со зрителем БДТ им. Товстоногова Дмитрия Левина.
Увы, приходится признать, что всё это - обычное театральное прекраснодушие. Процветание спекулянтских сайтов, очевидно связанное со сложившейся системой распространения театральных билетов, свидетельствует: каналы, которыми пользуются аферисты, не перекрыты. А, значит, любители искусства и в дальнейшем обречены переплачивать за билеты. Особенно если им лень отыскать в сети действительно официальный сайт любимого театра или дойти до кассы.
Константин КАЮКОВ,
интернет-журнал «Интересант»