Николай Палкин - в советские времена именно такое прозвище Николая Первого активно популяризировалось в массах. И отношение к «Палкину» было соответствующим - сатрап и деспот. Декабристов казнил, Пушкина мучил и народом был нелюбим. И никаких «но» не допускалось. Сегодня времена уже не советские, поэтому допущения позволительны. Вот в Русском музее и решили показать разные стороны личности Николая Первого, а заодно и эпохи его правления - противоречивой и яркой.
Акцент, учитывая направленность музея, естественно, был сделан на художественно-культурной составляющей этого периода. И она оказалась настолько объемной, что составила более 500 произведений искусства, так или иначе связанных с Николаем Первым, и заняла несколько залов Михайловского замка, где обычно и проходят выставки проекта «Сага о Романовых».
Кстати, сам Николай тоже создал собственную «сагу о Романовых» - романовскую галерею, состоящую из почти двухсот портретов представителей династии, которая находилась в Малом Эрмитаже. К истории рода оказавшийся на троне по воле судьбы Николай, которому, по всем раскладам, корона - как младшему из сыновей Павла Первого - не светила, но в конце концов все-таки оказалась на его голове, относился очень внимательно. Он вообще ко всему относился очень внимательно, если не сказать - педантично. Вот и то, в какой последовательности будут висеть портреты в романовской галерее, он решал сам.
Как будут висеть двадцать работ из этой галереи на открывшейся выставке, решали уже ее организаторы.
А рядом - портреты тех деятелей искусства, расцвет творчества которых пришелся на период правления «сатрапа и деспота». И их несколько десятков - Пушкин, Гоголь, Белинский, Лермонтов, Тургенев, Белинский, Пирогов и так далее. И это главная загадка Николая Первого. Как случилось, что все эти люди, составившие цвет мировой культуры, творили именно под его «чутким руководством», да так, что плоды их деятельности остались в истории?
А руководство было «очень чутким» - именно при Николае вышел «цензурный устав», запрещавший печатать всё, что имело какую-то политическую подоплеку. Но при этом император мог переступить через свои человеческие пристрастия, понимая, что в случае с произведениями искусства должны быть другие критерии. И, недолюбливая лично Гоголя, он тем не менее отдавал должное его «Ревизору» и поддерживал писателя материально. То же касалось и Пушкина, в гибели которого всегда обвиняли Николая. И никто не вспоминал, что именно Николай освободил поэта из Михайловской ссылки, приблизил ко двору и… стал его личным цензором, тем самым смягчив для него более жесткие общие цензорские законы, а после смерти поэта назначил его семье пенсию. Правда, лишний раз упоминать про Пушкина по причине его дуэли не рекомендовалось.
Зато на масштабной картине Григория Чернецова «Парад на Царицыном лугу», посвященной победе России над Польшей, персонажи для которой тоже отбирались лично Николаем, Пушкин стоит в первых рядах - вместе с другими деятелями культуры. Картина эта сохранила собственную раму с откидывающейся планкой в нижней части, под которой можно увидеть авторскую запись пером фамилий 223 персонажей картины и их номера.
К живописи Николай вообще относился более лояльно. Современники вспоминают, как откровенно хамил ему Карл Брюллов и при этом продолжал рисовать - в том числе членов императорской семьи. На выставке можно увидеть портрет младшей дочери Николая великой княжны Александры Николаевны кисти Брюллова. Поступившая в собрание Русского музея в 1920-х, эта картина долгое время обозначалась как «Женский портрет», и лишь в 2017-м благодаря исследованиям сотрудников музея стала известна ее история.
Такое отношение Николая к художникам было неслучайным - он в юности сам занимался живописью: на выставке можно увидеть его автопортрет и шаржи и портреты, созданные его рукой. Детей своих - а было их у императора семеро - к искусству тоже приобщал, любил посещать мастерские художников вместе с ними - чему подтверждением картина Виллевальде «Николай I c цесаревичем Александром Николаевичем в мастерской художника в 1854 году».
К своей семье он вообще относился трепетно. И несмотря на то что ему приписывают до девяти внебрачных детей и долгую связь с фрейлиной Варварой Нелидовой, жену свою - Александру Федоровну, приходившуюся ему четвероюродной сестрой, - боготворил, на ее мраморном бюсте написал: «Счастье всей моей жизни», к другим же женщинам, по словам Герцена, был «благосклонен, не больше». А уж Герцен в таких делах понимал.
И большую часть выставки занимают многочисленные портреты жены и детей Николая - в разные периоды их жизни.
Чуть меньшее место отдано военным свершениями императора - его мундиры, награды, портреты военачальников, картины и даже сервизы с изображением батальных сцен складываются в общую картину российских военных кампаний. Крах одной из которых - Крымской - Николай пережить не смог. Согласно одной из версий, он умер от осложнений гриппа. Но, по свидетельствам очевидцев, «осложнения» эти он спровоцировал сам, выходя в мороз к войскам в легкой одежде. По другой версии, это вообще было самоубийство - крах Крымской кампании наложился на трагедию, которую Николай Первый не мог забыть всю жизнь, то, с чего началось его восхождение на престол: восстание декабристов и те жертвы, которые он принес ради этого восхождения.
Так или иначе, умер он на скромной походной койке, которую тоже можно увидеть на выставке. И последние слова его были обращены к сыну Александру: «Держи крепко…»
Самого противоречивого императора в российской истории современники называли Дон Кихотом самодержавия - что самого по себе уже нонсенс: где благородный рыцарь, а где самодержавие. Вот и выставка в Русском музее не дает окончательных оценок эпохе правления Николая Первого, она только открывает ее неизвестные грани.
Анна ВЕТЛИНСКАЯ,
интернет-журнал «Интересант»