Продюсерский проект Анны Меликян, может, и не стоил бы отдельного разговора, если бы не представлял собой типичный образец российского ромкома - то есть романтической комедии. Именно на примере этого киноальманаха можно проследить, в каком направлении двигаются отечественные кинематографисты, работающие в этом жанре.
Города закончились
Начнем с того, что фильмы, состоящие из нескольких только слегка связанных друг с другом историй на одну тему, - это вообще сегодня тренд. И родился он не у нас, а в далекой загранице. Классика этого жанра - «Реальная любовь» американца Ричарда Кертиса, созданная аж в 2003 году. Но Кертис все-таки работал над своей картиной один. Его последователи стали объединяться - и под одним названием выходило несколько работ разных режиссеров. Одно время модно было снимать альманахи о любви к городам - Нью-Йорку, Парижу, Москве, Питеру, которые назывались незамысловато: «Город такой-то, я люблю тебя!». При этом снять свои двадцать минут для общей копилки не гнушались и большие режиссеры. А большие актеры охотно соглашались сыграть свои пятиминутные роли. А что? Незатратно по времени и, видимо, финансово. А потом все эти минутные усилия складывали и продавали уже как полноценный фильм.
Но тема городов как-то иссякла. По крайней мере - российских. И теперь, извините за тавтологию, настало время снимать картины о любви к любви. Тоже с незамысловатыми названиями. «Про любовь», например. Одна Анна Меликян сняла три таких фильма - два короткометражных и один полнометражный. А продюсировать решила уже «Про любовь. Для взрослых», название которого может ввести в заблуждение только совсем уж наивных людей. Понятно, что «для взрослых» - это замануха. Но под ее знамена, как и положено, подтянулась масса людей, желающих снимать и сниматься.
Знакомые все звезды
Шесть режиссеров - в основном широко известных в узких кругах (вроде Павла Руминова, начинавшего свой творческий путь с артхауза, но давно перешедшего на тропинку коммерческого кино, или Резо Гигинеишвили, юноши с очень хорошими родственными связями, уже создавшего в одиночестве «Любовь с акцентом») - сняли свои шесть историй о любви в большом городе. Что характерно, сплошь с известными актерами. И даже со звездами - у того же Гигинеишвили, например, снялся, вы не поверите, Джон Малкович - звезда мирового уровня.
Именно на герое Малковича, писателе и специалисте по семейным отношениям, и завязаны все истории. Он читает свои лекции где-то на открытой площадке посреди Москвы, на которые приходит масса народу. В том числе почему-то Сергей Соловьев, который никакой роли в фильме не играет, а просто сидит в окружении в основном юных лиц. Вот с некоторыми из этих лиц и происходят любовные приключения разной степени откровенности, рассказанные шестью режиссерами. И тут надо только успевать следить за мельканием модных отечественных актеров, многие из которых буквально на несколько секунд появляются в кадре. Мария Шалаева в роли хозяйки бара две минуты сидит за ноутбуком, сонный мачо Евгений Цыганов - две секунды! - переходит дорогу. Зачем им это надо - непонятно. Творческих интересов тут явно ноль. Неужели гонорар с шестью нулями?
Чувства с маленькой буквы
В остальном же все не столько «для взрослых», сколько гламурно. Москва во всех последних подобных фильмах - это вообще такое сказочно модное место, где не только американские писатели читают лекции посреди дороги, но и примерно там же выступают популярные группы. Буквально идешь в магазин - а у входа «Би-2» поет. При этом женщины здесь ходят только на огромных каблуках. Не все, но большинство. Редкие исключения в лице героини Анны Михалковой (родственные связи те же, что и у вышеупомянутого режиссера) - скромной учительницы литературы - только подтверждают правила. Москва - это шикарный город роковых женщин в вечерних платьях и на шпильках. И наверное, не стоило бы показывать этот фильм в глухой провинции - дабы на разжигать социальную ненависть.
При этом все эти женщины не слишком довольны личной жизнью. Одну муж «для разнообразия» тянет на свингерскую вечеринку, другая хочет родить ребенка от популярного актера (Максим Матвеев), потому как ее муж считает, что он урод - чисто внешне - и «не должен размножаться». Интересно, что «урода» играет Федор Бондарчук. А его жену серьезная актриса Виктория Исакова, которая в данном фильме танцует стриптиз. И уж совсем недовольна жена (Ингеборга Дапкунайте) того самого писателя, который, ратуя за семейные ценности, при этом изменяет ей с молодой любовницей.
То есть пафоса и трепета перед «высокими отношениями», чувствами с большой буквы у создателей фильма нет. Ну а что - жанр обязывает не накалять страсти, да и времена нынче далеко не шекспировские. Поэтому одна забавно-пошлая история ненавязчиво перетекает в другую, но при этом к финалу все они должны привести зрителя к мысли, что все-таки близкий человек, который всегда рядом, - это правильный выбор. Учитывая, что ходят на подобные фильмы в основном вчерашние школьники, которые понятия не имеют, кто такой Соловьев, а Малковича путают с Лениным, вряд ли они сделают именно такой вывод. Выводы после просмотра подобных фильмов вообще не нужны. Но вот в Москву за красивой жизнью потянутся многие…
Анна ВЕТЛИНСКАЯ,
интернет-журнал «Интересант»