В прокат вышел медийный триумфатор минувшего фестиваля «Кинотавр» - режиссер Михаил Расходников и актеры Иван Охлобыстин и Риналь Мухаметов представляют историю преодоления ДЦП несчастным мальчиком под пристальным взглядом, наверное, любящего отца. Представление получилось омерзительным - гримасы, унижения и ни капли сострадания.
Суровые поздние советские годы. У скромного по достатку, но принципиального гражданина рождается сын - «и сразу умирает», как говорит о себе сам главный герой. У ребенка - ДЦП. Картину жизни Саши Ковалева (так зовут страдальца) особо описывать не стоит - безрадостные будни инвалида без перспектив в будущем. Но всё же есть особенность: принципиальный отец не желает смириться с приговором. Он убежден, что твердая воля, упражнения и отсутствие поблажек приведут к желанному исцелению. Ребенок здоров - и всё тут. Всё остальное - сопли.
И начинается каждодневная муштра, похожая на фашистский орднунг - иначе не скажешь. Сценаристы картины Георгий Малков («Любовь в большом городе», «Гоп-стоп»), Иван Капитонов («Лето»), Николай Ковбас («Служебный роман. Наше время») и сам Михаил Расходников (первая работа в качестве сценариста и вторая режиссерская) в полном соответствии со своими творческими путями в кинематографе сотворили аморальную чушь, появление которой психоаналитики объяснили бы подспудной жаждой самоутверждения путем издевательства над людьми, заведомо не способными на противодействие такой наглости. Сценарий основывался на реальной истории бизнес-тренера Александра Цукера, который, однако, в итоге запретил упоминать свое имя в связи с получившимся в итоге фильмом. Красноречивый факт.
Саша Ковалев в итоге также станет преуспевающей медиаперсоной. Но до этого ему придется долго поднимать упавшую ложку, чтобы похлебать суп. Повисеть на вешалке в раздевалке, куда его подвесят жестокие сверстники. Повыносить на непослушных ногах домашний мусор - в противном случает все отходы окажутся в его кровати, папа позаботится об этом. Инвалидной коляской, о которой позаботятся неравнодушные люди, а вовсе не родители, воспользоваться не получится. Напротив, папа собственноручно спустит ее по ступеням. Дескать, не жил ты хорошо, сынок, - нечего и привыкать.
Методы такого домашнего лечения и проявления отцовской любви проявятся на пороге совершеннолетия: юного Александра окончательно разобьет паралич. На помощь придут целительные силы природы: папа отвезет сына в чащу и бросит посреди болота. Не совсем «Встань и иди», но где-то рядом. Судьбоносная встреча с медведем весьма поднимет тонус главного героя. Отбиваться приходится топором, что чудесным образом влияет на моторику. И ноги выпрямляются, и руки уже не крюки, а вполне себе конечности.
Копанию омерзительному сценарию составляет еще более омерзительная игра исполнителей главных ролей - актерами их назвать язык не повернется. Риналь Мухаметов, звезда «Гоголь-центра» и один из ключевых актеров режиссера Кирилла Серебренникова, корчит рожи, загребает ножками, пытается мычать - словом, полный набор этюдов в исполнении студента, по недоразумению зачисленного в творческий вуз. Никакой личности героя, его внутреннего наполнения зритель не увидит - одна дефектная физиология. Актер, писатель, журналист и немного религиозный деятель Иван Охлобыстин играет так, будто про него написаны пастернаковские строки: «Позорно ничего не знача, быть притчей на устах у всех».
Похоже, только ради дешевой публичности, ради модного хайпа и была затеяна вся эта киновозня. Номинация на главный приз «Кинотавра-2018» так и осталась таковой. Но сколько разговоров, сколько возмущений - а значит, и рекламы. Мальчиков с модными профессиями и из модного театра можно понять. Но остается абсолютно непонятной позиция Фонда кино, который поддерживает такие прожекты. Неужели бюджетными деньгами нельзя поддержать по-настоящему гуманистическое кино, которое поддерживало бы лучшие традиции отечественного и зарубежного киноискусства? Кому нужно, чтобы фильмы, подобные «Временным трудностям», в итоге несли раздор в наше и так озлобленное общество. Или и вправду нам суждено жить среди агрессии и скрюченных не тел, но душ?
Константин КАЮКОВ,
интернет-журнал «Интересант»