Вчера с разницей в два часа и в один километр в Русском музее открылись две выставки. Одна - посвященная творчеству Виктора Борисова-Мусатова и его последователей из общества «Голубая роза» - в Михайловском замке. Другая - персональная выставка современного итальянского художника Марчелло Ло Джудиче - в Мраморном дворце. Так что все желающие за один день могли увидеть сначала работы столетней давности, а чуть позже, после прогулки по Марсову полю, совсем «свежие». И хотя никаких связующих нитей, кроме Русского музея, у этих выставок нет, что-то общее в них все-таки присутствует.
Певец «дворянских гнезд»
Посвященная 110-летию выставки работ Борисова-Мусатова и его последователей в Москве, экспозиция, представленная в Михайловском замке, таким образом, еще и юбилейная. На «выставочный» юбилей накладывается еще один - 100-летие революции, сильно повлиявшей на жизнь и творчество художников, состоявших в обществе «Голубая роза», объединившем соратников и последователей Борисова-Мусатова, который, правда, до революции не дожил, как и до московской выставки, - художник умер в 1905-м в возрасте 35 лет. Но за свою недолгую, полную болезней - в детстве художник получил травму позвоночника, и у него начала расти горб - жизнь Борисов-Мусатов успел стать одним из ведущих мастеров русского символизма.
Самая знаменитая его работа - «Автопортрет с сестрой», открывающая выставку в Михайловском, - как раз и являет собой яркий пример того самого русского символизма. Слегка размытые краски, задумчивые выражения лиц, как будто дремлющая природа. По сути своей художник с невыговариваемым отчеством Эльпидифорович был певцом дворянского быта - на его картинах родовые усадьбы, романтичные барышни, не хватает только механического пианино. Стиль художника был очень близок тому времени, пропитанному идеями символизма.
Вечная весна
Поэтому неудивительно, что у Борисова-Мусатова появились последователи, создавшие творческое объединение под названием «Голубая роза». Именно этот цветок олицетворял в те годы символизм. Голубой розе, которую «нельзя сорвать», посвятил свое стихотворение Бальмонт. Голубая роза - как образ несбыточной мечты, как символ чего-то прекрасного и недостижимого. Не знали тогда художники, что через сто лет появятся розы любого, в том числе и голубого, цвета - только вот их доступность не сделает мир прекраснее. А именно этого и хотели достичь с помощью своего искусства русские символисты - превратить земной мир, который, по их мнению, представлял собой бледную копию мира небесного, в царство добра и света. Естественно, после революции такая концепция была названа «формализмом» и искусство русских символистов было на долгие годы предано забвению. Кто-то из «голуборозовцев» эмигрировал, кто-то активно поучаствовал в построении советского государства, кто-то даже дожил до 70-х годов, но лучшие свои работы эти художники все-таки создали именно в период участия в «Голубой розе».
Сегодня работы Павла Кузнецова, Николая Крымова, Сергея Судейкина, Мартироса Сарьяна, Петра Уткина, братьев Милиоти и, конечно, самого Борисова-Мусатова - всего около восьмидесяти полотен - объединились снова в стенах Михайловского замка. И все вместе они создают ощущение прихода тихой, нежной русской весны, которая благодаря этим художникам стала вечной.
Живопись с уклоном в геологию
Но если русские символисты видели мир в таком романтическом ключе и мечтали превратить земную жизнь в рай, то наш современник итальянец Марчелло Ло Джудиче, персональная выставка которого открылась день в день с «голуборозовцами», - полная их противоположность. Хотя приехавший на открытие итальянец призывался в любви к русским художникам и Пушкину с Пастернаком, южный темперамент никуда не денешь. Поэтому его рай - это перенасыщенный цветами эдем итальянского демиурга. Ярко-синий, ярко-красный, ярко-черный - вот цвета работ Ло Джудиче, который, будучи по первой профессии геологом, создает на своих полотнах поверхности, напоминающие земную кору. Они меняют рельеф и цвет, для чего художник использует различные пигменты, которые наносит на полотна руками.
На выставке демонстрируется фильм, в котором показан процесс работы художника в его мастерской, - и это впечатляет. Похожий на героя боевиков про сицилийскую мафию, брутальный Ло Джудиче, родивший, кстати, на Сицилии, стоит по щиколотку в краске и хватает руками из банок и мешков пигменты, частицы которых витают в воздухе. Такое «вредное производство» приносит свои плоды - Ло Джудиче входит в число пятисот лучших современных художников. Но абстрактными картина с лаконичными названиями «Эдем», «Снег» и так далее художник не ограничивается. Художественный объект, представляющий собой ярко-синий изодранный то ли временем, то ли бомбежками матрас и носящий название «Война», символизирует прерванную жизнь.
Такую вот художественно-историческую параллель создали в Русском музее, показав, как за сто лет изменилось мировоззрение творцов - от несбыточных мечтаний о голубых розах до яростного неприятия синих матрасов, олицетворяющих войну.
Анна ВЕТЛИНСКАЯ,
интернет-журнал «Интересант»