Финансовый год стремительно приближается к концу, но еще не все странные культурные мероприятия в Петербурге свершились, еще не все бюджеты освоены. Статистика городского Комитета по культуре - неисчерпаемый кладезь знаний про новинки, происходящие на ниве возвышенного и изящного. К таковым событиям можно отнести не только «Фестиваль света» с его «диджитал»-инсталляциями и заоблачным финансированием из петербургского бюджета (В статье «Фестиваль света» и финансовые потемки» «Интересант» подробно писал, как добрый Смольный подарил ребятам из общественной организации «Альтернатива» 73 миллиона рублей). В эти дни в культурной столице очень тихо, почти бесшумно проходит один из самых инновационных фестивалей - DigitalOpera 2.0 («Опера цифровой эпохи»). Опять «диджитал» - и снова бюджетные цифры, с которыми очень любопытно познакомиться.
22 миллиона - на «взаимопроникающий симбиоз»
АНО «Петербургские сезоны» (единственный учредитель - физлицо, он же - гендиректор) получила от Комитета по культуре на проведение этого форума 22 330 572 рубля.
На сайте фестиваля организаторами щедро заявлены авансы и цели: «первый фестиваль, объединяющий жанр оперы и актуальное цифровое искусство, исследующий и раскрывающий этот взаимопроникающий и постоянно развивающийся симбиоз», «увеличение оперной аудитории», «популяризация оперы среди молодого поколения», «привлечение к опере новых творческих сил» и т.п.
Все эти благие и актуальные намерения проиллюстрированы видеороликом - наглядным примером таких целей. Это … фрагмент блокбастера Люка Бессона «Пятый элемент», вышедший - внимание! - в 1997 году. Выходит, ровным счетом двадцать лет и два года скакали до Петербурга музыкально-цифровые инновации, предлагаемые организаторами этого дорогостоящего праздника актуального искусства.
Знакомство с перечнем мероприятий, заявленных в фестивальной программе, повергает в изумление. Любителей оперного искусства заинтересовала бы программа «Цифровой оперный театр», в рамках которой в течение одного из ноябрьских уик-эндов в Петербурге будут на большом экране бесплатно показаны интересные постановки ведущих оперных площадок мира. Плюс к этому - встреча с одним из ведущих режиссеров, работающих в жанре оперы, Дмитрием Черняковым. Да только совсем эта программа не анонсируется. Иначе как понять - сроки акции приближаются, а регистрация на большинство показов до сих пор открыта. Неужели так мало желающих? Чего стоит такая «тайная» популяризация?
С другой стороны: работа в режиме бесплатного кинотеатра для тех, кто и так может посмотреть интересующие их записи в сети - они доступны! - так ли уж необходима - тем более, за большие бюджетные деньги? Неужели петербургским казенным миллионам нельзя найти более, извините, актуальное применение? Тем более, что и желающие, как видно, не торопятся зарегистрироваться на халявную оперу.
Финал «Оперы цифровой эпохи» может вызвать только грустную усмешку. Пока в Михайловском театре будет идти концерт, снаружи устроят - правильно! - проекцию видео-арта на фасад театрального здания. Будто мало городу пресловутого «Фестиваля света»!
5,2 миллиона - на непонятного «Онегина»
Впрочем, фестиваль DigitalOpera2.0 - не самое удивительное оперное событие нынешней осени. В нашем городе уже четыре года как существует абсолютно не котируемая и вызывающая недоумение у профессионалов оперная премия «Онегин». Между тем организаторы - АНО «Культура рядом» (учредители - два физлица, один из них - директор) - гордо именуют ее «национальной», напрочь пренебрегая фактом существования «Золотой маски».
Аппетиты «Онегина», впрочем, скромные - из бюджета на премию в этом году ушло 5 250 000 рублей. Ну, так и номинанты соответствующие: молодые, с незвучащими именами - несмотря на «национальный» статус смотра. Зато петербургский след «Онегина» отчетлив: эта премия «любит» солистов театра «Зазеркалье», в списках номинантов и лауреатов их не счесть.
Еще богат «Онегин» на бранчи и благотворительные ужины в самых пафосных петербургских отелях. Тоже дело, еще и какое благородное, будет чем запомниться, если вдруг победители очередного смотра опять «не зазвучат». Вспоминается реплика героини Мэрилин Монро из комедии «Некоторые любят погорячее» («В джазе только девушки»): «Да, певичка я, положим, неважная - но и оркестрик этот не первый сорт».
Но опять-таки, при всех вопросах, и фестиваль цифровой оперы, и оперная премия «Онегин» существуют. В то же время, среди счастливчиков, получивших стараниями Комитета по культуре доступ к бюджетной кормушке, если и такие события, о которых молчат поисковики.
24,9 миллиона - на неуловимых хореографов
Например, в перечне получателей субсидий значится АНО «Форте» (единственный учредитель - физлицо, он же - генеральный директор) с заявленным мероприятием «Культурная столица: топовые хореографы мира - в Петербурге». Что это такое, в какие сроки проходит и где - нам выяснить не удалось. Как уже сказано, «Яндекс» и Google помочь в этом деле не смогли. Более того, если вбить название этого события в поиск на сайте самого Комитета по культуре, результат будет нулевой. Только список субсидий - никаких анонсов. А между тем, на этих неуловимых топовых хореографов в этом году выделено 24 978 000 рублей. А в прошлом году - 19 651 500 рублей («Интересант» упоминал об этом в статье «Миллиард на «культурку», опубликованной в июле 2018 года). АНО «Форте» вообще является проверенным партнером Комитета по культуре - согласно открытым данным, эта организация исполнила четыре контракта на 74 800 000 рублей.
«Топовые хореографы» приглашались в Петербург и в 2017 году, правда тогда за мероприятие отвечала другая организация - АНО «Гала-Рус», которая потратила 12 миллионов.
И конечно же, между этими структурами есть связь, которая наверняка заинтересует Контрольно-счетную палату Санкт-Петербурга. Единственный учредитель АНО «Форте» гражданка Смирнова ранее была соучредителем НП «Форте» (сейчас эта организация благополучно ликвидирована). Вторым соучредителем НП, партнером гражданки Смирновой по бизнесу, была гражданка Тимофеенко. И вот ведь какое случайное совпадение: гражданка Тимофеенко - одновременно соучредитель АНО «Гала-Рус». Названия вроде бы разные (формально ничего не заподозришь), но фамилии и там, и там - одни и те же.
Внимательный читатель наверняка обратил внимание, что все эти танцы с каждым годом обходятся Петербургу всё дороже: 12 миллионов - 19 с лишним миллионов - почти 25 миллионов. А следов разыскать не удается. Вот и приходится гадать: то ли эта танцплощадка «подверсталась» к другим событиям, то ли ее еще как-то зашифровали. Не может же быть, чтобы поисковики выдавали только лишь результаты, ведущие на документы Комитета по культуре и при этом - никаких упоминаний в афише, отзывов публики. Просто загадка какая-то.
…и 200 тысяч - на детишек
Картина становится еще более удручающей, если сравнить эти «почти 25 миллионов рублей» с бюджетным финансированием культурных проектов для детей.
На фестиваль «Театры Санкт-Петербурга - детям» городские власти щедро отпустили 200 тысяч рублей. Социально-просветительский проект для особых детей «Музыка жизни» оценили в 252 тысячи. Разница в сто раз! За 250 тысяч рублей организован фестиваль «Детям - радость театра!». Организатор - АНО «С миру по нитке». Одно название говорит, что Санкт-Петербург - это уже не Салтыков-Щедрин, а самый настоящий Кафка.
Константин КАЮКОВ,
интернет-журнал «Интересант»