Премьера мюзикла «Канкан» в Театре музыкальной комедии стала весьма своевременным климатическим событием. Яркий и местами гомерически смешной спектакль - самое то для начавшегося сезона серости и холодов. Несмотря на легкость жанра, создатели предлагают зрителям решить непростой вопрос о свободе и ее границах.
«Нет большего счастья, чем ощущение свободы»
«Канкан» можно считать одной из самых удачных премьер Театра музкомедии за последнее время. Режиссер Габор Миклош Кереньи, выступающий под творческим псевдонимом КЕРО и собравший под свое начало лучших венгерских профи в области музыкального театра, на этот раз обратил внимание на классический мюзикл Коула Портера, который покорил Бродвей в начале пятидесятых.
По следам огромного успеха постановки режиссер Уолтер Лэнг создал в 1960 году экранизацию «Канкана» с Ширли Маклейн, Морисом Шевалье и Фрэнком Синатрой в главных ролях. Фильм не был увенчан лаврами, если не считать премии «Грэмми» за лучший саундтрек. Но стал одной из первых ласточек на пути преодоления жесткого и ханжеского кодекса Хейса, запрещавшего любые, самые невинные вольности в киноизображении романтических отношений мужчины и женщины.
«Нет большего счастья, чем ощущение свободы», - говорит Габор Кереньи в режиссерском предисловии к мюзиклу. И делает проблему свободы в своей постановке краеугольной.
Монмартр, 1893 год. Молодой и ревностный судья Аристид Форестье (лауреат премии «Золотой софит» Кирилл Гордеев) преисполнен возмущения: на вверенной ему территории владелица кабачка «Райский бал» мадмуазель Писташ (Наталия Диевская) сводит с ума парижскую публику своими танцовщицами - они исполняют новомодный канкан, который никак не соответствует юридическим уложениям вековой давности. В процессе борьбы закона и любви побеждает последняя: Аристид сам оказывается в положении преследуемого, а вспыхнувшая страсть помогает ему в итоге отменить архаичные ограничения в области публичных увеселений. Само собой, с личной жизнью у главных героев тоже всё в итоге образуется.
Главную сюжетную линию сопровождает история второстепенных, но не менее ярких персонажей. Вокруг самой талантливой танцовщицы Клодин (Вера Свешникова) увиваются грузинский скульптор и, скорее всего, заодно и князь Борис Аджиниджинадзе (Александр Суханов) и известный критик Жюссак (Игорь Кроль). А друзья Бориса художник Эркюль (Марат Рамов), поэт Этьен (Владимир Ярош) и композитор Теофил (обладатель «Золотой маски» Иван Корытов) вовсю путаются под ногами - но не просто так. Под этим мельтешением скрывается одна из самых главных поднимаемых проблем.
В гостях у современного «искусства»
Все эти молодые и творческие натуры обитают в общей мастерской. Знакомство с ведущим критиком будоражит их умы - они могут стать знаменитыми со всеми вытекающими приятными финансовыми перспективами. Сцена презентации наведавшемуся в их мансарду Жюссаку своих талантов и работ - наивысшая смехоточка спектакля. Обозреватель «Интересанта» смеялся до слез, чего за последние пять сезонов в театре с ним не случалось ни разу. И это не привычные комплиментарные слова, а констатация факта. Вовсю хохотал и зал - настолько смешным и одновременно злободневным оказалось происходящее на сцене действие.
Творческие поиски, переходящие в потуги, - явление вечное. Творцы «современного» искусства могут считаться таковыми только спустя десятилетия, которые докажут (или нет), что их произведения действительно являются хоть чем-то из области прекрасного, а не жалким эпигонством или обычной бездарностью. В петербургских «культурных пространствах» - и даже порой в кичливых академических музеях - нет-нет да и наткнешься на оперное пение в сортире, глубокомысленные психотропогенные подмалевки или даже выпотрошенные чучела в царских палатах. Подобные творческие высказывания восторженно встречаются молокогубой и худосочной публикой, а также частью критиков, предпочитающих выражение эмоций мыслительному процессу.
Весь этот шлак великолепно высмеян в «Канкане». Стишки, напоминающие скорее напыщенные завывания, «гениальные» мелодии, которые будет правильнее назвать звукоизвлечением, а также прекрасные полотна, исполненные в манере «птицизма» - с замесом красок на птичьем гуано, - всё это проходит перед взором и слухом ошалевшего критика. Но добивают Жюссака творения Бориса - концептуальные скульптуры под названиями типа «Тонущая рыба». Хаотичное нагромождение спиц, шаров и прочих элементов что-то означает, только вот даже опытный Жюссак не может - что именно. Опередившему свое время скульптору остается только пожалеть, что званый гость еще не дорос до понимания представленного концепта.
Встать! Гимн идет!
Творческие поиски молодых деятелей искусства - это очень важно. Но очень часто публике с гордостью демонстрируют заумь под видом культурных ценностей. И подвергают осмеянию тех, кто называет вещи своими именами, - вместо того, чтобы посмеяться над собой и тем самым стать выше обстоятельств, сделать шаг к настоящему искусству. «Канкан» открыто говорит об этой проблеме.
Несмотря на яркую иронию, которой наполнен спектакль, важность сохранения внутренней и внешней свободы здесь никак не оспаривается. Напротив - это основной, наряду с любовью, мотив. Как найти границы дозволенного, нужны ли они вообще, что происходит, когда свободные личности соприкасаются. Эти философские проблемы каждый решает самостоятельно. Но по ходу действия зрителям предложат встать и исполнить гимн свободе вместе с актерами. И этот эпизод воодушевляет публику, которая самым естественным образом становится полноправным действующим лицом спектакля.
А дальше все растворяется в красоте, мельтешении ярких костюмов (отличная работа художника Агнес Дьярмати), отточенных танцевальных номерах и красоте голосов артистов Музкомедии. Роль Писташ может стать бенефисной для москвички Наталии Диевской - и по праву. Артистка в «Канкане» всем хороша - от блистательных форм до чудесного голоса. На генеральном прогоне ее коллеги тоже показали себя с самой лучшей стороны.
Зрителей во время спектакля будет ждать еще одно удивление - технического свойства. Но об этом писать не имеет смысла. Гораздо лучше всё увидеть собственными глазами.
Евгений ХАКНАЗАРОВ,
интернет-журнал «Интересант»
Фото Марии Ковалевой