На фоне ажиотажа по поводу открытия выставки работ Айвазовского как-то незаметно в том же Русском музее, только в его филиале - Михайловском замке - начала работу экспозиция под названием «Георг Христоф Гроот и Елизаветинское время», на которой представлено более 150 произведений художников, творивших в период правления Елизаветы Петровны. Основу же выставки составляют картины немца Георга Христофа Гроота, представителя «россики» - иностранных художников, работавших в России, - 300-летний юбилей которого отмечался в прошлом году. Так что творил Гроот задолго до Айвазовского, но на его творчество никакого влияния не оказал, потому что морских пейзажей не писал, а рисовал в основном портреты царских особ и приближенных к ним персон. Но именно Гроот стал основоположником русской портретной школы и именно благодаря ему мы сегодня можем узнать, как выглядели загадочные «властные» персоны, жизнь которых всегда интересовала среднестатистическое население страны.
Красавица и чудовище
Как известно, если судьба что-то у человека отнимает, то ровно столько же ему и компенсирует - только в другом виде. Вот и Гроота она обделила внешностью и, судя по продолжительности жизни - а прожил Георг Христоф всего 33 года, - здоровьем. Почти что карлик, лысый и горбатый, он получил прозвище «маленький Гроот», так как был еще Гроот «большой» - его родной брат, тоже художник и тоже работавший в России. Но если у «большого» все было в порядке с внешностью, то у «маленького» задалась блистательная карьера. Родившийся в 1716 году в Штутгарте в семье придворного живописца, уже в 25 лет Георг Христоф приезжает в Россию.
И попадает в Петербург, где как раз в это время происходит дворцовый переворот и к власти приходит Елизавета Петровна. Тут и начинается при дворе веселуха, в состоянии которой и проходит весь период правления дочери Петра Первого. Но, несмотря на пребывание в «вечном празднике», Елизавета была неглупа и искусством интересовалась. Она продолжила начатое еще ее отцом коллекционирование художественных произведений и смогла разглядеть в горбатом юноше талант живописца, которому можно доверить даже изображение собственной персоны.
А к персоне своей Елизавета Петровна относилась трепетно. Присвоив себе звание первой красавицы страны, она себя так и чувствовала. Живя в окружении льстецов и зеркал, она, вполне может быть, регулярно задавала им вопрос: кто на свете всех милее? Ответ мог быть только один. И вот Гроот, который был младше императрицы всего на семь лет, сумел уловить это маниакальное самолюбование и отразить в своих портретах то, что хотела видеть императрица. Так один за одним появляются портреты Елизаветы, на которых та предстает во всей красе. И при полном параде, и на коне, и в маскарадном костюме. Глядя на эти изображения сегодня, понимаешь, насколько изменились стандарты красоты, но в те времена первая красавица выглядела именно так - полная женщина с маленькой головой, маленькими белыми ручками и насмешливым взглядом, явно очень довольная собой. Опять же Гроот сумел передать то состояние вечного праздника, которое так любила императрица.
«Придворный малер»
В общем, Георг Христоф угодил, за что и получил сначала звание «придворный малер», а потом «галереи директор» - ему были поручены хранение и реставрация картин. А также написание портретов всех членов царской семьи и приближенных к ней лиц. И вот Гроот уже рисует двойной портрет по случаю свадьбы наследника российского престола Петра Федоровича и немецкой принцессы Фике, перешедшей в православие и ставшей великой княгиней Екатериной. И это была проверка на «политкорректность». Надо было изобразить двух, по сути, подростков, не блиставших красотой, так, чтобы не уронить их царский статус. И в то же время Фике - Екатерина на портрете не должна была затмить изображения Елизаветы. Художник это понял и показал Екатерину такой, что, наверное, современники, глядя на ее портреты - а Гроот нарисовал их несколько, - говорили: хороша, но не чета императрице. А уж страшненького Петра могли украсить только наряды, о чем Гроот тоже догадался, поэтому, рисуя его портреты, большое внимание уделил всяким шелкам-бархатам, лентам, орденам и прочим атрибутам, которые отвлекают от непрезентабельной внешности наследника.
Короткий триумф
Естественно, царское доверие отразилось и на спросе на художника. Князья, графы и их жены - в числе заказчиков Гроота. И он рисовал их портреты с той же аккуратностью, что и царские, - так, чтобы все были довольны. К сожалению, на весь этот триумф ему было отведено всего восемь лет. Но за такой короткий срок Георг Христоф Гроот сумел не только создать целую галерею портретов, но и воспитать учеников, среди которых был и крепостной графа Шереметева будущий известный портретист Иван Аргунов.
Сегодня работы Гроота и его современников из крупнейших музеев страны собрали на одной выставке в Михайловском замке, где их еще и дополнили предметами быта эпохи правления Елизаветы Петровны - эпохи блеска и коварства, в которой тем не менее могли по достоинству оценить талант.
Анна ВЕТЛИНСКАЯ,
интернет-журнал «Интересант»