Сегодня съемка окружающего мира стала самым доступным методом самовыражения и новым средством массовой коммуникации. Благодаря развитию информационных технологий темная комната с зажженной красной лампой, ванночками и химикатами уступила место любительской персональной фотолаборатории в каждом компьютере и смартфоне. Чтобы получить очередной «шедевр», человеку необходимо лишь прикоснуться к экрану, выбрать «украшающий» фильтр и нажать кнопку «опубликовать».
Моментальная «проявка», неиссякаемый запас «пленки», карманный размер смартфона и постоянный доступ в Интернет - благодаря этим составляющим Сеть стала ежесекундно пополняться терабайтами карточек, созданными фотолюбителями со всех концов света.
Бесконечные селфи, фотографии еды, кошек, автомобилей и пляжного отдыха стали основным контентом «Инстаграма» и прочих социальных сетей. Большинство кадров - сухая констатация фактов, демонстрирующая причастность пользователя к какому-либо событию, месту или же рассказывающая о его персональных достижениях. Получаемые «лайки» от реальных и виртуальных друзей формируют почти никотиновую зависимость, стимулируя загружать все больше и больше кадров. С одной стороны, это создает «замусоренную среду», с другой - предоставляет широкие возможности для анализа тенденций развития социума и систематизации фотохроники из различных мест планеты.
Многие профессиональные фотографы также переходят в онлайн-пространство, становятся пользователями социальных сетей и активно публикуются. Они демонстрируют «высокий стиль», контрастирующий с дилетантскими снимками, и доказывают своим примером, что искусство фотографии продолжает существовать где-то в параллельной реальности.
Несмотря на усилия профи, современная фотография почти перестала быть неким «таинством» и предметом коллекционирования. Исключения составляют подписанные авторами снимки, а также кадры, сделанные известными лицами. Достаточно вспомнить фотографию «Тобольский Кремль» (автор - Дмитрий Анатольевич Медведев), проданную на благотворительном аукционе за 51 миллион рублей.
Выставка «Фотокарточки», открывшаяся накануне в Екатерининском зале Музея Российской академии художеств, вступает в противоречие с наметившимся тенденциями - она, наоборот, призывает обратить внимание публики на то, что фотография до сих пор может являться элитарным искусством, сродни офорту или линогравюре.
В экспозицию вошли коллекционные почтовые карточки с видами Петербурга, запечатленными современными фотографами - Олегом Верещагиным, Григорием Кравченко, Петром Лебедевым, Юрием Молодковцом, Марией Снигиревской, Натальей Чеботарёвой, Андреем Чежиным и Сергеем Щербаковым.
«Участники выставки - настоящие художники. Они представили свои уникальные работы не для филокартистов или особых ценителей фотографии, а для широкой зрительской аудитории, которая должна узнавать на открытках знакомые места», - отмечают организаторы.
Все кадры сняты на мануальные камеры и напечатаны ограниченным тиражом традиционным ручным способом в технике желатино-серебряной печати. На оборотной стороне нанесен рисунок в стиле «почтовой открытки», созданный специально для этой серии известным художником-митьком Александром Флоренским. Каждая работа подписана автором-фотографом, проставлен тираж и издательский номер.
Один из участников выставки - фотограф Русского музея Григорий Кравченко в своих работах попытался раскрыть название проекта и представил парные кадры, снятые на специальную двухобъективную камеру. Для их просмотра необходимо использовать специальные очки (стереоскоп) или расфокусировать взгляд - тогда становится заметным эффект трехмерного пространства. Немногие знают, что стереоизборажения появились еще в первой половине XIX века и были крайне популярными - почти как сегодняшние блокбастеры в формате 3D.
Для большинства участников проекта «ручной» подход к фотографии представляется отдельным творческим миром - это дань памяти традициям и мастерам, непосредственная работа с «живым» материалом и проверка своего профессионального мастерства.
К слову, многие участники выставки уже давно и успешно работают на просторах Интернета. Самый активный из них - Юрий Молодковец, который не только ведет свой персональный блог, но также является автором одного из самых успешных музейных «инстаграмов» в мире - аккаунта Государственного Эрмитажа.
Выставка «Фотокарточки» продлится до 17 июня в Петербурге, а осенью будет представлена в Центральном доме художника в Москве.
Являются ли представленные на экспозиции работы предметом коллекционирования? Имеют ли они высокую художественную ценность? Безусловно, да. Но как только эти фотографии будут оцифрованы, они рискуют потерять свой шарм - зритель не сможет прочувствовать уникальность открыток музейного уровня на дисплее компьютера или смартфона, судорожно листая бесконечную ленту новостей.
Алексей АБАКУМОВ,
интернет-журнал «Интересант»