Сейчас, когда потоки беженцев с Ближнего Востока затопляют страны Старого Света, очень популярной стала тема «исламизации Европы». Она и до этого была востребованной. И многие люди искусства ее разрабатывали. Достаточно вспомнить скандальный роман эпатажного французского писателя Мишеля Уэльбека «Покорность», который, так совпало, вышел из печати в день атаки исламистов на редакцию журнала «Шарли Эбдо».
Французы «коренные» и не очень
На первый взгляд, фильм французского режиссера Чейен Каррон «Апостол» (2015), показанный недавно Французским институтом в Санкт-Петербурге, тоже рассказывает о процессе европейской исламизации на примере Франции. В центре внимания - арабская семья, которая живет в предместье Парижа. Отец и мать - выходцы из Алжира, но их дети, два брата, Юзеф (Брахим Текфа) и Аким (Фейсал Сафи) родились уже во Франции и не знают арабского языка. Семью часто посещает родного брат отца, дядя братьев - имам мусульманской общины, к которой принадлежат братья. Дядя имеет большие надежды на младшего племянника, готовя его в имамы. Он даже хочет его отправить в хадж. Ведь каждый правоверный мусульманин должен побывать в Мекке.
Аким и Юсеф прилежно посещают проповеди, которые их родной дядя ведет на французском языке. Молодые мусульмане, среди которых есть новообращенные «коренные французы», обсуждают самые разные вопросы: многоженство; что делать, если час намаза (молитвы) застал тебя прямо на улице; нужно ли добиваться от властей строительства новых мечетей… Дядя Акима и Юсефа - спокойный мужчина средних лет. Он доказывает своей пастве, что им необходимо понять французов, а именно причины, которые заставляют их настороженно относиться к мусульманам.
Что касается родителей Юсефа и Акима, то нельзя сказать, что они очень религиозны. Ислам для них - просто религия предков, ее надо почитать, но не более. Так, отец парней, Абделлах, увлекается авангардным искусством. Сыновья даже разыгрывают его, выдавая какие-то дизайнерские решения известной сети по продаже одежды за творения Пабло Пикассо.
Кажется - очередное политкорректное кино о мультикультурной Франции... Но нет. В сюжете происходит неожиданный поворот.
Сюжетная неожиданность
Кто-то скажет - случай, а кто-то - промысел Божий: мама (Нора Криф) послала Акима в магазин за маслом. Он поехал на велосипеде. Когда возвращался обратно, попал под машину. Свидетелем ДТП стал молодой французский автослесарь, веселый простой паренек, который дал в полиции показания в пользу Акима, а заодно пообещал починить его велосипед. Так завязываются приятельские отношения между двумя молодыми людьми, которые принадлежат к разным культурам, но говорят на одном языке. Румынский философ Эмиль Чоран все же ошибался, когда утверждал, что «человек живет не в стране, он живет внутри языка; Родина - это язык и ничего больше».
Автослесарь приглашает своего новоиспеченного друга на крестины дочери. Юсеф против того, чтобы брат шел на «праздник неверных». Но Аким идет. Тем более ни мать, ни младшая сестра (Сара Захер) не видят в его желании откликнуться на приглашение нового приятеля ничего предосудительного. Впервые Аким оказывается в христианском храме и впервые видит обряд крещения. И этот обряд очаровывает его. У него даже перехватывает дыхание. Начинается постепенный, но быстрый процесс отхода Акима от ислама.
Он обращается за советом к автослесарю, но тот ничего не может сказать, для него крестины дочери - не более чем дань традиции, и он отсылает Акима к кюре, который крестил его дочь. Тот весьма любезно встречает Акима, но вовсе не призывает его скорей порвать с мусульманской общиной и стать христианином. Решение должно быть сделано самим Акимом. Без всякого давление со стороны.
Незадолго до этого сосед-наркоман задушил сестру кюре. Но священник не стал переезжать. Он остался жить рядом с родителями убийцы его сестры, не переставая общаться с ними. Это производит на Акима большое впечатление. «Это милосердие, у них так принято» - такое объяснение поступка священника получает Аким от своего отца.
Аким узнает, что в их районе живет парень из Марокко, который принял христианство, за что подвергается издевательствам и избиениям со стороны ярых «последователей пророка». Аким знакомится с марокканцем. Тот его сводит с целым кружком новообращенных христиан - парней и девушек. Они втайне от родных встречаются в парке, чем-то напоминая первохристиан.
Семья, а главное - довольно жестко настроенный брат, чуют, что с Акимом происходит что-то неладное, дядя-имам - тоже. В итоге Аким не выдерживает и признается, что стал христианином. Скандал! Дело доходит до драки между братьями… Аким уходит из дома, живет на съемной квартире, где его навещают братья и избивают его до полусмерти. Юсеф требует от Акима, чтобы тот сказал, кто это сделал: «Я отомщу!» Но Аким молчит. Чтобы утвердиться в новой вере, он должен пройти через страдания.
В результате все идет на лад. Аким живет отдельно, вместо него имамом становится его брат Юсеф. В конце фильма, как и в самом его начале, братся молятся вместе. Только в этот раз Аким читает «Отче наш», а Юсеф - «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед его пророк».
Что привлекло Акима в христианстве? Он говорит, что идея любви и милосердия - для всех, а не только для своих, как в исламе. В его сознании производит переворот. В исламе все рационально. А как умом понять догмат троицы? Бог с помощью Духа Святого родил Христа, которым он пожертвовал во искупление грехов человечества, но и Христос, который отдал себя на заклание, не только Сын Божий, но Бог, от которого он родился… Отец и сын в одном лице… И не надо забывать еще и о Святом Духе. И все они одно суть… Это не понять. В это надо просто верить.
Что увидела в фильме Европа?
Откровенно говоря, богословские мотивы, которые вводит Чейен Каррон (она не только режиссер, но и сценарист), несколько примитивны. Ислам, по ее представлению, - это религия, где на первом месте - наказание за грехи, а христианство - это исключительно любовь, милосердие, жертвенность и смирение. Ислам не так прост, как кажется француженке. Но чтобы понять ее настроение, нужно знать контекст, в котором она снимала свое кино. А история, рассказанная ею, имеет прототипов в реальности. Главное, что Чейен Каррон, эта симпатичная молодая женщина, бросила вызов политической корректности, навязываемой либералами.
Фильм «Апостол» идет вразрез с современными французскими трендами. Чего говорить, как заявил консультант Министерства внутренних дел по религиозным вопросам Бернар Годар, ежегодно во Франции происходит до четырех тысяч обращений коренных французов в ислам. Всего, по его данным, во Франции примерно 100 тысяч выходцев из христианских семей приняли «религию пророка».
Наверное, поэтому на родине фильм «Апостол» встретили неоднозначно. Чтобы понять это, достаточно зайти на французские кинофорумы.
«Волнующий, справедливый фильм, затрагивающий проблему, о которой редко упоминают в средствах информации. Он снят с большим уважением к взглядам главных действующих лиц, христиан и мусульман, к их сомнениям и их уверенности. Фильм заслуживает, чтобы быть вознагражденным за его мужество и его универсальное послание», - пишет один.
«Фильм «Апостол» заслуживает похвалы? Конечно, можем отметить мужество постановщицы в выборе интересной темы и простить ей много дефектов, связанных с очень слабым бюджетом этого фильма (всего 300 000 евро). Но постановщица не на высоте выбранной темы. Фильм очень тягостно смотреть, а от нестабильности камеры тошнит. Фильм с трудом внушает доверие. В основе его - случай, о котором она узнала давным-давно: священник, чья сестра была убита молодым марокканцем, желал остаться в деревне, чтобы помогать родителям убийцы жить. Евангелический выбор священника в деревне, где все знают друг друга, не означает больше ничего, если его перенести в один из округов Парижа», - отвечает другой.
Перечисляя далее ошибки, допущенные Каррон в передаче религиозных обрядов не только мусульман, но и католиков, автор этого поста делает вывод, что ее фильм «мы можем оценить как комедию, если согласимся скорее посмеяться над простодушием режиссера и над его вульгарностью скорее, чем огорчиться».
«Фильм представил мусульман как людей нетерпимых и христиан как людей мудрых. Все далеко не карикатурно в этом рассказе, который, если иногда и отдает дилетантством, имеет также акценты правды - именно в бурных сценах семейных дебатов. Однако во времена противостояния между умеренным и радикальным исламом, в выборе такой темы нет ничего невинного. Экстремистские католические общины уже взяли на себя стимулирование этого «Апостола», - отмечает еще один блогер.
Интересно, что «Апостол» получил премию Capax Dei на фестивале в Ватикане. Так или иначе, фильм Каррон не только идет против трендов политической корректности, но и обозначает новый тренд - это первый, пусть не очень мощный, ответ современной христианской Европы на мусульманское наступление.
Георгий МАЕВ,
интернет-журнал «Интересант»