Величественный Мариинский театр отметил столетие октябрьских событий «Вечером памяти», срежиссированным Василием Бархатовым. Музыкальная часть концерта была прекрасна, а вот драматическая - вызвала крайнее недоумение. И это еще мягко сказано.
7 ноября перестало быть праздничным днем уже сравнительно давно, но осталось в ряду важнейших памятных дат нашей страны. Где, как не в городе на Неве, где век назад произошли события, круто изменившие всю мировую историю, можно и нужно было отметить этот юбилей Октябрьской революции на должном уровне! Но нет: реальность показала, что нынешний Санкт-Петербург - это не культурная столица, не колыбель трех революций, не город, в котором решалась судьба континента, а веселенький разноцветный ТРК, в центре которого оказался Зимний дворец, ставший стеной для демонстрации движущихся картинок жертвам общества потребления (это мы о Фестивале света, прошедшем под эгидой Комитета по туризму правительства Санкт-Петербурга). Ситуацию мог бы спасти Мариинский театр, поставивший в афишу гала-концерт, посвященный столетию революции. Но события - значимого, подталкивающего к осмыслению происшедшего, - не получилось.
Надпись в билетах гласила: «гала-концерт». Но непосредственно накануне 7 ноября легенда поменялась. В афише уже значилось: «Урок истории. Вечер памяти 100-летия революции 1917 года». За несколько дней до знаменательного дня из продажи исчезли билеты, зато кассовый зал Новой сцены Мариинского театра стал походить на участок для голосования. В окошках были вывешены листы с указанием букв алфавита: нужно было раздать так много приглашений, что всех страждущих решили разделить по фамилиям во избежание толкучки.
Счастливыми обладателями бесплатных приглашений стали не только родители юных актеров из Детской студии Мариинского театра, музыкально-драматического театра «Синяя птица», Детского хора телевидения и радио и еще нескольких коллективов. В Мариинский-2 этим вечером в немалом количестве пришли и пожилые люди - конечно, не ветераны революции, но очень близкого к тому возраста.
Это была прекрасная идея: бесплатно накормить ветеранов в день столетия революции творчеством модного режиссера Василия Бархатова и лидера группировки «Ленинград» Сергея Шнурова. И кому она только пришла в голову? Поставить бы памятник этому человеку у входа в здание Новой сцены Мариинского театра!
Объективности ради стоит сказать: музыкальная программа вечера памяти была великолепна. Большой симфонический оркестр Мариинского театра под управлением Михаила Синькевича и хор ожидаемо проникновенно исполнили отрывки из сочинений Шостаковича, Прокофьева и Мусоргского. Отличным драматургическим ходом стало одновременное исполнение «Со святыми упокой» (песнопение панихиды почему-то обозвали в программке народной песней) и революционного похоронного марша «Вы жертвою пали в борьбе роковой».
Зрители радовались всему. Даже команде Шнурова, которая исполнила на сцене Мариинки свою экзотическую версию «Цыпленка жареного» (без единого слова мата). Но самые громкие аплодисменты достались участникам танцевального ансамбля Игоря Моисеева, которые сплясали «Яблочко» - главный революционный хит. И прекрасны были юные артисты - до тех пор, пока им не пришлось говорить, а не петь.
Здесь начался ужас похлеще красного террора. Кого только ни изображали дети-ученики, присутствовавшие на воображаемом уроке истории. И Ленина, и Дзержинского, и Керенского, и Троцкого, и императора Николая II вместе с его палачом Юровским. В перечне ролей нашлось место членам Временного правительства, чекистам, телеграфистам, и даже Маяковскому с Таировым и Мейерхольдом до кучи. Беседа учеников с учителем и взрослыми - подсадными утками из зала, скорее всего, мыслилась режиссером Бархатовым как лучший способ поговорить о революционных событиях и Гражданской войне, «зверствах ЧК», эмиграции и возможностях примирения разрозненного по сию пору общества. Но всё получилось в стиле халтурно скроенного утренника из застойных времен.
Ставка на артистов-детей не оправдала себя. Да и не могла оправдаться - ведь революция совсем не детская тема. Маленькие революционеры, а также и контра, зачитывали длиннющие куски текста, имитируя живой диалог. Разумеется, самим 10-12-летним исполнителям многое в собственных репликах было непонятно - и как их можно в чем-то упрекнуть? Но старание было. Пусть один мальчик споткнулся на словосочетании «концентрационные лагеря», зато другая девочка, изображавшая богомолку и доносившая аудитории точку зрения на происходящее патриарха Тихона, без запинки смогла выговорить глагол «анафематствовать».
За одно это с создателями «памятного» шоу неплохо было бы поступить по законам военного времени, а также подвергнуть уплотнению, продразверстке, трудовой повинности, а после отправить в подотдел очистки или еще какой-нибудь «Абырвалг».
Евгений ХАКНАЗАРОВ,
интернет-журнал «Интересант»