Петербургским поклонникам оперы и балета впору бить тревогу: итоги минувшего сезона неутешительны. С балетной труппой Михайловского театра, на которой держится основной репертуар, расстался ее руководитель Михаил Мессерер. Дальнейшие перспективы туманны. А оперный сезон без фестиваля Мариинского театра «Звезды белых ночей» в городе был бы в принципе провален.
Сразу оговоримся: говоря о творческом застое в музыкальном Петербурге, мы оставляем за рамками детские театры и экспериментальные проекты, которые появляются в городской афише разово. Также вне нашего поля зрения останутся спектакли театров, не имеющих своей сцены, а, значит, стабильного репертуарного предложения в Петербурге.
Случилось так, что с конца сентября и до начала мая петербуржцы были лишены сколько-нибудь значительных оперных премьер. Судите сами: в сентябре прошлого года в Михайловском театре была представлена Опера Россини «Севильский цирюльник» в постановке Эрика Вижье. Премьера получила резонанс в прессе только благодаря участию в нем скандально известного телеведущего Андрея Караулова. Но на этом - все. Более в сезоне 2017/18 оперных откровений от Михайловского театра мы не дождались. Осталось надеяться на Мариинский театр.
И он нас побаловал двумя полноценными и интересными премьерами - зрители увидели и услышали «Фальстафа» Верди и «Царскую невесту» Римского-Корсакова. Но случился такой праздник совсем недавно, под занавес сезона - в мае и июне. Ощущение, что в Петербурге никакой не сезон, а самое что ни на есть оперное межсезонье было все осенние и зимние месяцы. Зрителям предлагалась незавидная альтернатива: либо смотрите старые спектакли, либо вовсе ничего не смотрите.
Никак нельзя отнести к премьерам капитальное возобновление постановки «Бенвенуто Челлини», предъявленное Мариинским театром в минувшем октябре. Страсти по спектаклю были подогреты только участием в разговорной роли супермедийного Сергея Шнурова. А февральское исполнение оперы Гайдна «Необитаемый остров» в Концертном зале Мариинского театра, хоть и случилось в декорациях, но все-таки осталось разовой акцией Академии молодых исполнителей.
Бывалые зрители знают, что разнообразить скудный оперный паек можно попытаться в камерном театре «Санктъ-Петербургъ опера», возглавляемом Юрием Александровым. Увы, маленький и уютный зальчик на Галерной оперной погоды в Петербурге также не сделал. И дело вовсе не в размерах особняка фон Дервиза, в котором разместился театр.
В минувшем сезоне театр выдал три премьеры. Первая - спектакль по мотивам оперы Вано Мурадели «Октябрь ..17» изначально не могла претендовать на широкое признание публики. Эта постановка, показанная не на родной сцене, а в Учебном театре «На Моховой», стала заключительной частью оперного триптиха, отсылающего к советскому музыкальному наследию - в предыдущие годы были созданы спектакли «Крым» и «Молодая гвардия». Перед нами - не полноценная премьера, а эксперимент, заведомо рассчитанный на интерес узкого круга знатоков. Разумеется, постоянного места в репертуаре театра «Октябрь ..17» не нашел.
Затем последовал декабрьский подарок для детей - опера-шутка Цезаря Кюи «Кот в сапогах». Милый, красивый и очень забавный спектакль, увы, также сложно отнести к главным новинкам сезона по причине узкой адресной направленности. И, собственно говоря, единственной в привычном понимании премьерой стала опера Моцарта «Похищение из сераля», впервые показанная в самом конце мая. Вот так и случилась неприятность для оперной публики: весь сезон от скуки сводит скулы, пока под покровом белых ночей не покажут что-нибудь новенькое.
На таком оперном фоне хотелось бы сказать, что с балетом у нас все хорошо. Но не получается. Мариинский театр приглашает поклонников Терпсихоры посмотреть на новые одноактные балеты и творчество молодых хореографов, но «большие» балетные премьеры здесь в редкость. Не стал исключением и закрывающийся сезон: двухсотлетие Мариуса Петипа в Мариинском встретили чередой привычных и хорошо обкатанных балетных представлений, самым свежим из которых стала «Пахита» образца марта 2017 года с элементами хореографии великого русско-французского хореографа.
Но настоящую тревогу вызывает сложившееся положение дел в непосредственно подчиненном петербургскому Комитету по культуре Михайловскому театру. Несколько последних сезонов дают все основание предполагать, что ведомству Владимира Кехмана гораздо выгоднее вовсе упразднить оперную труппу и сосредоточиться на балете. По крайней мере на балетных представлениях зал театра забит битком - при весьма высокой стоимости билетов. А назначение в прошлом году руководителем оперной труппы известного исполнителя Пааты Бурчуладзе ни к каким прорывам пока не привело.
Казалось бы, выпускай одну-две новые постановки балетной классики, на которую так падок зритель Михайловского театра, добивай кассу уже привычными успешными спектаклями - и горя не знай. Но не тут-то было. О своем окончательном уходе, как мы уже сказали в начале статьи, объявил руководитель балетной труппы Михаил Мессерер. Причина - на поверхности: этот мастер способен на гораздо большее, чем ему мог предположить Михайловский театр. В беседах с корреспондентом «Интересанта» осведомленные со сложившейся в театре ситуацией, подтверждали: средства на новые постановки находятся с большим трудом. В минувшем сезоне обошлись великолепной «Золушкой». Но одной сказки, даже самой прекрасной, театру не хватило для того, чтобы удержать имя мирового уровня.
В ближайших балетных планах Михайловского театра - возобновление постановки «Спартака» десятилетней давности. Любителям оперы здесь обещают намеченную на ноябрь премьеру миниатюрной «Иоланты» Чайковского в постановке Андрея Жолдака. Его авторский вариант «Евгения Онегина» с поливанием бедного Ленского молоком из трехлитровых бутылей до сих пор вызывает смех в зале и толпы паломников за билетами. Что выпадет на долю слепой Иоланты и самого Михайловского театра, покажет ближайшее будущее.
Евгений ХАКНАЗАРОВ,
интернет-журнал «Интересант»