На днях на суд общественности СМИ вынесли шокирующую статистику: было официально сообщено, что по итогам уходящего года из 68 кинолент, получивших государственную поддержку, не принесли убытков в прокате только восемь. Однако «Интересант» выяснил, что в почетный список коммерчески успешных картин были занесены вовсе не те фильмы, что в действительности порадовали продюсеров крепким рублем. А подлинное лицо российского кинобизнеса еще более уродливо, чем принято считать.
На самом деле в этом году успешных российских фильмов будет всего десять. А вместе с военно-гламурной драмой «Т-34», которую некоторые аналитики проводят этим годом, хотя она стартовала в самом конце 2018-го, - одиннадцать. Но это - с учетом релизов, которые официально обошлись без государственной поддержки. В нынешнем году Россия выпустила не 68, а 148 фильмов. Десять безубыточных лент из почти полутора сотен - такова горькая истина.
Итак, вот она, великолепная десятка.
«Бабушка легкого поведения - 2» - развлекуха с Нагиевым, Галустяном и Глюкозой собрала в прокате 440 миллионов при бюджете 101 миллион, из них 40 - безвозвратные государственные субсидии.
Комедия «Любовницы» - сборы 292 миллиона, бюджет 95 миллионов, из них Фонд кино выделил 25 миллионов возвратных и 35 миллионов - безвозвратных.
«Трезвый водитель»: эта комедия со слоганом «Клиент всегда пьян» собрала 215 миллионов, бюджет - 80 миллионов, из них половина - безвозвратные средства Фонда кино.
Далее идет очень-очень эротическая драма «Верность», поддержанная Министерством культуры, которое выделило на это описание женской чувственности 30 безвозвратных миллионов из 46-миллионного общего бюджета. Откровенные страсти собрали на экране 117 миллионов. Кстати, получателем госсредств в этом случае стало ООО с говорящим названием «Друг Друга». Тоже весьма откровенно.
Из озвученного в СМИ списка прибыльных картин нужно убрать такую ленту, как «Миллиард» с Владимиром Машковым. Бюджет фильма - 240 миллионов бюджета, из них 140 миллионов - безвозвратная субсидия Фонда кино, сборы составили 409 миллионов, но мы помним, что прибыль от любой картины начинается при превышении сборов над сметой как минимум в 2,5 раза - следует учесть аппетиты прокатчиков и расходы на продвижение фильма.
Также не состоялся успех у подававших надежды картин «Балканский рубеж» (бюджет 150 миллионов, из них 35 миллионов - безвозвратных от Минкульта, сборы - 308 миллионов рублей) и комедии с Анной Михалковой «Давай разведемся!» (бюджет 81 миллион рублей, из которых 25 миллионов - безвозвратные средства Минкульта, сборы - 103 миллиона).
Итак, из восьми упомянутых в СМИ «удачных лент с господдержкой» у нас осталось в этом году только четыре релиза (мы вычли прошлогодний «Т-34» и трех относительных неудачников из предыдущего абзаца).
Винить журналистов в ошибке можно, но не совсем. Специалисты утверждают, что даже в Единой информационной системе Фонда кино встречаются фальшивые данные о бюджетах фильмов. Отсюда и неверный перечень.
Взамен выбывших в него нужно добавить следующие картины (они сняты без официального участия государства).
Это - в первую очередь «документалка» «Beef: русский хип-хоп», рассказывающая об истории молодежного песенного жанра (бюджет - 7,2 миллиона рублей, сборы - 24,5 миллиона!).
Во-вторую - европейская франшиза «Громкая связь», перепетая по-русски «Квартетом И» (бюджет 78 миллионов, сборы - 525 миллиона рублей!).
Режиссерский дебют актера Кирилла Плетнева «Семь ужасов» при бюджете в 46 миллионов собрал больше 106 миллионов.
Громкая экранизация романа Дмитрия Глуховского «Текст» с Александром Петровым в главной роли заработала почти 380 миллионов при бюджете в 120 миллионов.
Самым феноменальным в финансовом плане оказался фильм «Алла Пугачева. Тот самый концерт» - информация о бюджете разнится, эксперты говорят и о 10-, и о 20-миллионном бюджете. Но собрал этот киноконцерт уже почти 100 миллионов!
И последний успешный релиз года - «Полицейский с Рублевки: Новогодний беспредел - 2», только-только стартовавший в прокате и уже набравший 350 миллионов при 95-миллионном бюджете.
Сразу же скажем: и в этом итоговом списке (4 ленты с господдержкой и 6 без таковой) есть доля лукавства. В подавляющем большинстве случаев фильмы-«частники» созданы компанией «Централ Партнершип», входящий в «Газпром медиа», и теснейшим образом связанной с «Первым каналом» и НТВ. А это, как известно, те же дотационные бюджетные средства - только в профиль.
Если немного отойти от неутешительных цифр, стоит отметить, что помимо прочего кинодеятели явно не поспевают за рыночной ситуацией. Последний пример перед глазами: фильм «Лев Яшин. Вратарь моей мечты». Кинобиография народного вратаря и кумира миллионов - казалось бы, что может быть более кассовым для российского кинематографа? Тем более что на экране блистают звезды нашего кино, а изначальный сценарий был написан не каким-нибудь модным «вундеркиндом», а создателем «Начальника Чукотки» и «Шерлока Холмса и Доктора Ватсона» Владимиром Валуцким - для него этот фильм стал последней работой. Но нет - продвижение ленты на экран, несмотря на то что ее финансировали олигархи во главе с Алишером Усмановым и банк ВТБ, оказалось полностью проваленным, и очередная «спортивная» премьера вышла на экраны с запланированным убытком. Итоги проката первых уик-эндов аналитики кинорынка охарактеризовали как оглушительный провал.
Вся эта статистика ярко подчеркивает общее фиаско российской киноиндустрии. Как мы уже сказали, за 11,5 месяцев нынешнего года в российском прокате побывали 148 отечественных премьер. Из них прибыльными стали десять. На производство всех 148 картин ушло больше 15 миллиардов рублей - это без учета затрат на продвижение. А сборы всех лент составили 6,8 миллиарда. В итоге общий убыток от деятельности российской киноиндустрии составил 8,2 миллиарда рублей. Доля российского кино в общих сборах опустилась на уровень 2010 года и составила 18,5 процента. Для сравнения: в прошлом году этот показатель был 26,1, а самым провальным за последние пятнадцать лет был, разумеется, кризисный 2014-й год с показателем в 15,1 процента.
Константин КАЮКОВ,
интернет-журнал «Интересант»