К столетию Октябрьской революции все учреждения культуры посвящают множество мероприятий. Русский музей, например, по этому поводу организует аж четыре выставки. Одна из них открылась в корпусе Бенуа, и посвящена она тому, как отреагировала на революционные события культурная интеллигенция, получившая сто лет назад, а вернее девяносто девять, партийное задание - к первой годовщине Октября украсить революционный Петроград. Ну и в целом создать новое революционное искусство, отвечающее запросам нового правящего класса. То есть даже большевики хотели в своей жизни праздника и красоты. Что из этого получилось, можно увидеть на выставке «Искусство в жизнь», где представлено более двухсот произведений, созданных в период с 1918 по 1925 годы, из собрания Русского музея, Эрмитажа, Музея театрального и музыкального искусства и частных коллекций.
Без политических оценок
Многие из экспонатов предстали перед публикой впервые. И не только перед публикой. Даже директор Русского музея Владимир Гусев на открытии выставки признался, что половину произведений видит впервые. Добавив, что данная выставка - «это не праздник революции, а праздник искусства». И несмотря на то, что для одних революция - это «Взвейтесь кострами!», пионеры-герои, Павка Корчагин и прочая романтика, а для других - трагическая дата, сломавшая судьбы и жизни многих и многих, музей все-таки не место для осуждения, а место для размышлений. Политические оценки можно оставить за его стенами и просто посмотреть, чем же занимались деятели искусства в первые революционные годы.
Как выясняется, очень многие из них прониклись революционным настроением и попытались его выразить в своих работах. Так, к первой годовщине Октябре расстарались 170 художников самых разных направлений и стилей. Если бы все их задумки были претворены в жизнь, то праздничный Петроград превратился бы в Рио-де-Жанейро. К тому же не всегда уровень мастерства дотягивал до уровня энтузиазма. Вот, например, художник Владимир Лебедев в 1918 году предлагал свой эскиз оформления Народного (Полицейского) моста. Сам эскиз ничем особенным не выделяется - все, как и положено, в красном цвете и знаменах. Но вот лозунг на эскизе запоминается: «Даздравствует ИнтернациАнал!» - написал художник Лебедев, эскиз которого так и остался эскизом.
Огласите весь список!
Но не только отмечанием праздников были озабочены большевики. В том же 1918-м Ленин подписал декрет «О памятниках республики», согласно которому все памятники царям и их приближенным подлежали сносу, а особой комиссии из народных комиссаров следовало организовать конкурс проектов памятников, которые должны были «ознаменовать великие дни Российской социалистической революции». Комиссия выдала рекомендации, кто теперь достоин быть увековеченным в бронзе и мраморе. Таковых нашлось 90 человек. Первым был Спартак, за ним шли Маркс, Энгельс, Марат, Робеспьер, Разин, Герцен и так далее. Писателей, художников и композиторов тоже не обошли стороной - их список, что характерно, за сто лет несильно изменился. Если бы его составляли сегодня, фамилии были бы примерно те же.
Но на выставке памятников Пушкину и Врубелю мы не увидим. Зато разных вариантов «Рабочих» - несколько. Некоторые «скульптурные композиции» откровенно пугают. Вот больше напоминающие истуканов острова Пасхи «рабочие» головы на постаментах, окружающих фигуру в полный рост - видимо, тоже рабочего. К счастью, этот проект так и остался проектом. Есть также несколько бюстов Ленина - качеством получше. Рядом с ними бюсты Луначарского, Дзержинского, Буденного. Разного авторства и разного художественного достоинства. Но знаменитый «ленинский прищур» проглядывает даже у Дзержинского и Луначарского.
Лозунги вместо икон
Но только памятниками советская власть не ограничилась - революционное искусство надо было внедрять в жизнь. И вот уже революционную символику можно увидеть на занавесках, платьях, подносах, чашках и тарелках. Ни на минуту не должны были забывать граждане, в какое время живут! Для такой «бытовой» пропаганды в Петрограде был создан Декоративный институт, просуществовавший до 1926 года. Его продукция в 1925-м даже экспонировалась на выставке декоративных и промышленных искусств во Франции. Многие из побывавших там экспонатов можно увидеть на нынешней выставке в Русском музее.
Ну и любой власти нужны деньги. Среди экспонатов - новые советские купюры. Три бумажных рубля, на которых пара рабочих читает книгу, и пятерка, на которой царских особ сменил рабочий в кепке.
«Перековываться» пришлось и мастерам народных промыслов, и иконописцам. Так появились палехские шкатулки, расписанные революционными сюжетами и лозунгами, и лаковые миниатюры, созданные в старой технике, но с новой символикой.
Интересно, что многие художники, которых революция, обычно «пожирающая своих детей», пощадила, дожили чуть ли не до наших дней. По крайней мере до конца ХХ века. Но есть и те, о судьбах которых точно ничего не известно. Все же вместе они создали тот поистине фантастический и, как ни странно, очень пестрый мир, который был реальностью всего лишь каких-то сто лет назад.
Анна ВЕТЛИНСКАЯ,
интернет-журнал «Интересант»