Статья «Интересанта» «Почему загибается петербургская сцена?», похоже, возымела действие. По крайней мере председатель Комитете по культуре Константин Сухенко, про которого в статье была сказано, что «его не видно и не слышно», решил «материализоваться» и созвал внеочередную пресс-конференцию, посвященную итогам прошлого театрального сезона, планам на будущий, а также «развитию театральной деятельности в городе».
Мероприятие это было весьма странным. Начнем с того, что на пресс-конференции, которая состоялась в Доме журналиста, практически не было журналистов. Но был полный аншлаг, который «организовали» представители различных городских театров и непонятные нарядные дамы постбальзаковского возраста, которые всю пресс-конференцию беседовали друг с другом, порой заглушая спикеров. С последними тоже вышла накладка - ни худрука Михайловского театра Кехмана, ни худрука Александринки Фокина, ни худрука «Русской антрепризы» Фурманова, заявленных в анонсе, на пресс-конференции замечено не было. Михайловский театр, правда, прислал своего директора Ирину Делигач. Кроме нее за столом сидели сам Сухенко, замдиректора «Балтийского дома» Марина Беляева, директор Музкомедии Юрий Шварцкопф, Александр Плющ-Нежинский - худрук Клоун-мим-театра «Мимигранты», и «внеплановый» Григорий Козлов - руководитель театра «Мастерская». Именно этим людям было доверено рассказать об успехах петербургской сцены.
Ну они и рассказали - в духе отчетов на «съезде партии». Именно это событие из советского прошлого и напоминала пресс-конференция. Цифры и названия в речах должны были доказать, что в театрах у нас все в порядке - премьера на премьере. Ну и, как и положено, звучали благодарности «партии и правительству» - то есть Комитету по культуре.
Но сначала, смущенно улыбаясь, слово взял Константин Сухенко. Кажется, председатель Комитета по культуре решил ответить по всем пунктам «обвинения», предъявленным в статье «Интересанта». Первый: развитие культуры в городе, по словам Сухенко, осуществляется темпами, опережающими инфляцию! Второе: указ президента по зарплате выполняется. Третье: на новые постановки в этом сезоне будет потрачено 310 миллионов рублей, тогда как в прошлом - только 40. Четвертое: театр нуждается в обновлении «ассортимента» (именно такой магазинный термин использовался), поэтому в нынешнем сезоне ожидается 51 премьера против прошлогодних сорока с чем-то. Пятое: под свое крыло в этом году комитет взял два новых театра: «Мимигранты» и «практически» детский музыкальный театр «Карамболь». Что значит «практически» - уточнено не было. Такой вот оптимистичный отчет в духе «выполним и перевыполним».
При этом все вопросы, поднятые в статье, так и остались вопросами. Уж что там «указал» президент, но в питерских театрах как были, так и остаются нищенские зарплаты. Количество постановок - это еще не их качество. Тот же «Балтдом», выдающий по премьере в месяц, не может похвастаться полными залами, как и другие питерские театры. Нет знаковых, резонансных спектаклей, которые будоражат город. Театральный бум в Москве, где во многих театрах даже создаются для зрителей «листы ожидания», никак не затронул Петербург. За несколько месяцев надо покупать билеты лишь в МДТ - но это театр федерального подчинения, да и мест там меньше трехсот. Во все остальные театры на любой спектакль всегда можно попасть.
С новыми театрами и помещениями для них - тоже всё по-прежнему. Да, взяли в городское подчинение «Мимигрантов» и даже выплатили коллективу многолетние долги по зарплате. Но это и всё. Единственный пример успешного развития театра в последние годы - «Мастерская» Григория Козлова, которая не только получила бывшее помещение театра «Буфф», но и вполне успешно там развивается, выходя на лидирующие позиции в городе. За что сам Козлов и благодарил, рассказывая при этом про полученный президентский грант, грант Минкультуры для молодых режиссеров и так далее. Город, как можно было понять из его короткой речи, в основном помогает с гастролями. Но и за это спасибо.
Про помощь с гастролями говорил и гендиректор Театра музкомедии Юрий Шварцкопф - если раньше выезжали десять человек, то теперь могут выехать сто. Но и в успешном театре, вовремя занявшим нишу популярных сейчас мюзиклов, есть проблемы. Музкомедии нужна вторая сцена для тех же мюзиклов. И еще одна проблема - театральные клоны. В городе развелась масса театральных коллективов неизвестного происхождения, которые никто не контролирует. А они тем временем создают имидж нашего города, ездят с гастролями. Например, непонятная условная «Петербургская оперетта» приедет куда-то, покажет нечто «под фанеру» на трех стульях, а потом той же Музкомедии говорят: вы же у нас уже были, больше не хотим халтуры. Вопрос этот давний, но перспектив решения у него нет никаких. Как сказал Шварцкопф, в комитете понимание есть, но в городе - нет. Так же как и со второй сценой. При этом он очень осторожно и неуверенно добавил: «Но тектонические сдвиги в культуре потихонечку, слава богу, происходят».
Про свою сцену - которой как не было, так и нет - напомнили и представители Небольшого драматического театра, но уже из зала. Из зала же раздалось предложение построить наконец общежитие для молодых театральных иногородних специалистов: им три года назад выделили комнаты по договору соцнайма, которые они привели в порядок и отремонтировали, а теперь должны покинуть - три года прошли. Эта смелая идея заставила Константина Сухенко загрустить. «Я бы, конечно, построил, но на уровне города такие предложения плохо воспринимаются. И все попытки об этом заговорить ничем не заканчиваются», - вяло сказал он.
Вообще сложилось такое впечатление, что нынешний Комитет по культуре мало что решает. Он может выделить какие-то деньги, и всё. Все остальные инициативы застревают где-то наверху.
Но зато Константин Сухенко отметил два безусловных, как ему кажется, достижения, которые выглядят несколько двусмысленно. Например, в Михайловском театре самые высокие цены на билеты и при этом самая высокая посещаемость. Иностранцы ходят! Чем тут можно гордиться - непонятно. Высокой платежеспособностью зрителей, иностранцами на спектаклях или ценами? Второй «успех» петербургского театра, по мнению Сухенко, в том, что он видел «на зарубежных гастролях» (!), как зрители плакали на спектаклях. Тоже странное заявление. Но это, скорее всего, председатель Комитета по культуре так неуклюже попытался доказать, что он все-таки бывает в театре, в чем автор статьи в «Интересанте» сомневался. Но почему именно на «зарубежных гастролях» - он что, ездит вместе с театрами? Тогда возникает встречный вопрос: а видел ли он, как плачет на спектаклях петербургский зритель?
На пресс-конференции, правда, никаких вопросов, кроме робких напоминаний о решении «квартирного вопроса» для театров и их сотрудников, не возникало. Благодарности следовали одна за одной. И когда Константин Сухенко поинтересовался, есть ли вообще в зале журналисты и не хотят ли они что-то спросить, один из трех присутствующих акул пера высказался: «Мы всё поняли: Комитет по культуре работал хорошо, а будет работать еще лучше».
«Действительно, - засмущался Сухенко. - Пресс-конференция вышла какая-то комплиментарная. Но это не специально, я никого не просил благодарить!»
Ну а как не поблагодарить «хозяина» пусть и скромной, но «кормушки»?! Который, может, и рад сделать что-то большее, но не встречает никакого понимания уже у своих «хозяев»…
Анна ВЕТЛИНСКАЯ,
интернет-журнал «Интересант»