Если просто так спустил штаны и показал народу голый зад или написал на заборе слово из трех букв - это хулиганство. Получишь штраф, а то и на пятнадцать суток загремишь. Но если назвать то же самое «флешмобом», «перформансом» и организовать на сцене театра или в музее - за такое, если повезет, можно и премию от Министерства культуры получить! Раньше делать подобные вещи на публике возбранялось, считалось неприличным, оскорбительным, но теперь это - обыденность.
«Думающий артист» под соусом из битого стекла
«Интересант» уже сообщал о «главной» культурной новости последних дней: в креативном пространстве «Сдвиг» швейцарский акционист Ян Маруссич, раздевшись на публике догола (а иначе никак!), смело залез в ванну с битым стеклом и пролежал в ней в неудобной позе целый час. Присутствующие так и не поняли, зачем он это сделал. Но когда творец, отделавшийся только легкими порезами, выбрался, наконец, наружу, то, не надевая штаны, с глубокомысленным видом пояснил: «Я превратил реальное тело в нечто сюрреалистическое… Неподвижность является мощным положением тела, будь то в социальном плане или художественной позиции. Она может быть революционной».
Организаторы акции - владельцы креативного пространства «Сдвиг» празднуют успех. «Перформансы Маруссича идеально подходят для России, - говорят они. - Мы хотим в будущем представлять в России современных думающих артистов, способных продвигать современное искусство в обществе».
Туалетные ценности Русского музея
Такую «культуру» и таких «думающих» артистов без штанов предлагают нашему городу не только деятели из «Сдвига». Вот другая такая новость из мира культуры «культурной столицы»: Русский музей принял в свою экспозицию новый шедевр изобразительного искусства. Им оказался… унитаз!
Как официально объявлено, в хранилище музея поступил экспонат производства некого Владимира Козина, названный его автором «Вечные ценности». Такой ценностью оказалась изготовленная из черной резины модель, в точности копирующая обычный предмет общего пользования, который посетители могли бы увидеть, не поднимаясь в залы музея, а в расположенном возле гардероба туалете.
Русский музей выплатил Козину из государственного кошелька солидный гонорар. Настолько солидный, что он удивил самого «творца» «вечных ценностей». «Друзья, в это трудно поверить, но мой резиновый сральник все же купил Русский музей!» - с изумлением сообщил художник в «Фейсбуке». Его приятели тоже удивились: «Неужели реально купил??? Ваууу!!! Обычно берут в дар максимум. Видно сральник так ужорист, что не устоять было Русскому музею. Тяжело вздохнули и раскошелились». «Да, реально!», - ответил им производитель унитазов, а на вопрос о сумме гонорара лаконично ответил: «Достаточно - за музей не стыдно».
Что ж, Козину, участнику художественного объединения «Товарищество «Новые тупые», не стыдно. Но стыдно за музей стало его посетителям, которые с возмущением узнали о таком «пополнении коллекции» государственного хранилища лучших произведений живописи России. В Сети появилась масса негодующим и иронических комментариев. Вот всего лишь пара таких откликов:
«А что удивляться, ведь каждому времени «свои ордена». В СССР у художника купили бы серп и молот из чугуна с золотыми колосьями, а сейчас...»
«А кто его наполнит «особо ценным» содержимым?»
Между тем стало известно, что в музее находится уже 11 произведений творца унитазов.
В тренде «европейского прогресса»
При этом Козин и руководство Русского музея - вполне в тренде «прогрессивного искусства» в западном его понимании.
В сентябре 2016 года еще более экстравагантное приобретение совершил Музей Гуггенхайма в Нью-Йорке. Посетителям галереи была предложена уникальная возможность использовать по прямому назначению унитаз уже не из резины, а из 18-каратного золота, созданный итальянским художником Маурицио Каттеланом.
Каттелан заявил, что инсталляция посвящена проблеме экономического неравенства. При этом цена золотого унитаза держится в секрете, известно лишь, что работа была создана на пожертвования частных лиц. Кстати, и размещен он в частном музее, а не в государственном. Даже в «свободолюбивых» США никому не пришло в голову оплачивать такой «шедевр» из государственной казны.
Но это у них - а у нас именно государственные музеи становятся проводниками «унитазных ценностей».
Те, кто критикует, - просто идиоты?
Дрейфует в этом направлении и цитадель классического искусства - Государственный Эрмитаж. Нет, штаны там на публике пока еще, слава Богу, не снимают. Но недавний скандал вокруг выставки бельгийского художника Яна Фабра, которому охотно предоставили залы крупнейшего музея России для пугающей экспозиции дохлых собак и кроликов, и теперь уже давний скандал вокруг выставки братьев-англичан Чепменов, глумливо изобразивших Микки Мауса распятым на кресте, показывают - Эрмитаж ступил на дорожку «прогресса».
Характерно, что за Чепменов, чей Микки Маус вызвал протест у верующих, вступился лично директор Эрмитажа Михаил Пиотровский. Протестующих он назвал идиотами.
«Только идиоты могут считать, что выставка оскорбляет крест! Речь идет о страшном суде в наше время. Что искусство, а что нет, определяет только музей, а не уличная публика», - заявил он.
Концентрация зла
Акционизм, выдаваемый за искусство, получил распространение в нашей стране с конца перестройки. Вот лишь краткий перечень самых безумных «перформансов», которые были устроены за прошедшие годы.
18 апреля 1991 года. Акция « Х… на Красной площади» движения «ЭТИ», организатор Анатолий Осмоловский. 13 молодых людей выложили своими телами нецензурное слово из трех букв в непосредственной близости от Мавзолея Ленина.
27 мая 1994 года. Акция «Вышка». На месте бывшего бассейна «Москва», где позже будет восстановлен Храма Христа Спасителя - акционист Александр Бреннер представил акт мастурбации. Ее либеральные арт-критики тоже назвали «нетленным полотном», ими же отмечена также акция Александра Бреннера под названием «имитация акта непроизвольной дефекации в Пушкинском музее перед картиной Ван Гога «Красные виноградники в Арле».
15 сентября 1994 года. Акция «Новая проповедь». Некий Олег Кулик в облике Христа-мутанта - в терновом венце и в красной мантии, с копытами вместо рук и с молочным поросенком на руках громко мычал с разделочного пня в мясном ряду Даниловского рынка.
Конец 1994 года. Акция «Вглубь России». В рамках акции тот же Олег Кулик публично продемонстрировал фотографии, на которых были изображены его сексуальные контакты с животными. Посетителям выставки предлагалось совершить путешествие «Вглубь России» - засунуть голову в вагину коровы.
24 декабря 1998 года. Акция «Юный безбожник». На открытии выставки «Арт-Манеж-98» Авдей Тер-Оганьян, развесив иконы, объявил собравшимся, что, заплатив по 10-20 рублей, они могут их осквернить. Желающих не нашлось, и тогда Авдей Тер-Оганьян стал сам рубить иконы топором.
Апрель 2000 года. Акция «Я не сын Божий». У храма Святителя Николая некий Олег Мавромати распял себя на кресте и выжег на теле надпись «Я не Сын Божий». Через несколько месяцев Мавромати повторил самораспятие в Галерее Марата Гельмана, акция называлась «Человек Х».
Март 2007 года. В Общественном центре им. Сахарова прошла выставка «Запретное искусство». На ней были представлены произведения с нецензурными словами, а также несколько откровенно порнографических работ. Возмущение общественности вызвало, в частности, распятие, где вместо лица Иисуса Христа был изображен орден Ленина.
Конец 2011 года. В Пермском музее современного искусства прошла выставка «Родина», организованная Маратом Гельманом. На выставке из банок и клизм были построены модели русских храмов, а из половых тряпок составлен контур страны - Россия. Был представлен циничный парафраз на известное творение Васнецова - картина, где вместо трех русских богатырей на конях сидели три отвратительные голые бабищи.
Мы не упомянули о «Пусси Райот», арт-группе «Война», «Тангейзере». Но может быть, хватит? Любого нормального человека при прочтении даже этого короткого списка будет тошнить.
Как стать знаменитым
Но отчего же деятели художественного авангарда сегодня пустились во все тяжкие? Причина проста. Современное искусство, по крайней мере то, которое они нам показывают и усиленно навязывают, у нас сегодня, мягко говоря, не очень популярно. Залы, где оно выставляется, пусты, пишут о нем только в специализированных изданиях, привлечь внимание публики трудно. Еще труднее создать что-то действительно прекрасное, нужен недюжинный талант, годы напряженных творческих поисков, надо мучиться и страдать, как мучились и страдали гении мирового искусства, произведениями которых заполнены наши музеи.
Но авангардистам хочется стать знаменитыми сегодня и сразу. Особый зуд испытывают, как видно, те, у кого таланта не хватает, чтобы стать знаменитыми. Тогда остается одно - спровоцировать скандал, шокировать публику, привлечь внимание СМИ. И самый легкий способ для этого - спустить штаны, раздеться догола на сцене, написать неприличное слово на мосту, приколотить молотком свои причиндалы гвоздями к мостовой на Красной площади. А высоколобые критики-либералы будут потом с глубокомысленным видом объяснять нам, что спущенные штаны, голый зад или унитаз - это и есть подлинные шедевры современного искусства.
Наблюдая за тем, кого выставляют сегодня в самых престижных залах Петербурга, невольно задаешься вопросом: а зачем нам это нужно? «Эти художники популярны на Западе!» - презрительно бросят нам в ответ организаторы их экспозиций, а то и прямо назовут задающих такие вопросы «идиотами».
Верно, они там и в самом деле популярны, но нам-то какое до этого дело? Глобалисты навязывают сегодня свои «туалетные ценности» всему миру. Гей-парады, однополые браки, высокомерное презрение к нравственности и морали подаются ими как высшие достижения свободного общества, и поделки под современное искусство под стать этим «ценностям». Но зачем к нам-то в страну тащить весь этот мусор? Зачем отдавать под выставки монстров и странные и никому не понятные «перформансы» лучшие залы?
Кстати, спускают штаны на публике доморощенные акционисты все-таки не без задней мысли, не имеющей к искусству никакого отношения. Набедокурив в России и получив скандальную известность, надеются потом получить за это мзду в «цивилизованной Европе». Как известно, лидер арт-группы «Война» Олег Воротников уже давно сбежал в Европу, проклиная «диктаторский путинский режим». В США теперь подвизаются плясавшие в храме Христа Спасителя скандальные девицы из «Пусси Райот». А скандальный акционист Петр Павленский отправился недавно в Париж, где попросил убежище. Трепещите, Елисейские поля и Лувр, - «русские акционисты идут»!
Владимир МАЛЫШЕВ,
публицист, член Союза писателей Санкт-Петербурга,
специально для интернет-журнала «Интересант»