Одно время безумно модный роман Мопассана «Милый друг» сегодня несколько утратил популярность, но тем не менее его продолжают экранизировать и ставить в театрах. Последнее случается редко, но прецеденты есть. Вот и в «Балтийском доме» решили вспомнить историю, как сейчас бы сказали, карьерного роста Жоржа Дюруа, «юноши не обладающего никакими талантами и не обремененного моралью». Зато пользующегося бешеной популярностью у женщин, говоря опять же современным языком - альфонса.
Московский тренд в питерском воплощении
В общем, современность так и напрашивалась вторгнуться в сцены из французской жизни конца XIX века. И она-таки вторглась. Актриса «Балтдома» Наталья Индейкина, с недавних пор вступившая, и довольно уверенно, на режиссерскую стезю, не стала обращаться к Мопассану напрямую, а взяла пьесу переводчика Юрия Лоттина, написанную по мотивам романа «Милый друг», действие которой перенесено в наши дни, и поставила спектакль, который вполне можно рекомендовать для просмотра тем, кто ходит в театр, чтобы «отдохнуть». Можно уверенно гарантировать - отдых у них удастся.
И это не есть плохо. Не всё же в театрах страдать, лить слезы и «думать мысли», надо иногда и развлечься. Опять же перенесенная в наши дни история изобилует всякими моментами «на злобу дня», что нынче - театральный тренд. Зародился он в Москве и с некоторым опозданием, но докатился до культурной столицы. «Милый друг» в «Балтдоме» - яркий представитель этого направления. И хотя действие спектакля разворачивается, как и в романе, в Париже, и героев зовут так же, знакомые всем реалии XXI века несколько задвигают произведение Мопассана на задний план, зато выдвигают на передний тот самый тренд.
«Аристократизм пока не идет»
И вот уже владелец газеты господин Вальтер (Валерий Соловьев) превращается в главу медиахолдинга «Французская жизнь», а бывший армейский товарищ Жоржа Дюбуа - Шарль Форестье (Максим Головчанов) - в ведущего популярного телевизионного политического ток-шоу. Понятно, что на таком материале создатели спектакля могли оторваться по полной программе. И они это сделали. Сцена превращается в телевизионную студию, и нам показывают всё то, что мы имеем счастье лицезреть на голубом экране каждый день: подставы, вранье, крики, ругань, поливание оппонентов водой и так далее. Показывают, естественно, в утрированном виде, но не настолько, чтобы были какие-то неожиданности. Получается такая предсказуемая пародия, что-то типа телешоу «Один в один». Но зрители принимают ее на ура - овации в конце каждого эпизода.
В общем, изображение жизни сильных мира сего, причем с песнями и танцами, в которую так рвется влиться бывший солдат Жорж Дюруа, занимает в спектакле значительное место. И тут уместно вспомнить Жванецкого, в своем монологе о кино когда-то сказавшего, что «аристократизм в Петербурге пока не идет». С момента появления этого монолога прошло довольно много времени, но аристократизм, а тем более французский, у нас по-прежнему не идет. Даже с допуском на условность театрального действа очень сложно поверить в то, что жены французских олигархов и владельцев «заводов, газет, пароходов» сегодня выглядят и одеваются именно так, как героини спектакля, - все в чем-то обтягивающем, коротком и сплошь в блестках.
Примерно так они могли выглядеть в начале 90-х, но тогда еще не было ни медиахолдингов, ни олигархов. А действие спектакля явно происходит лет на двадцать позже. Красный костюм господина Вальтера тоже навевает какие-то неправильные ассоциации. Поэтому фраза о том, что от этих людей «так и разит большими деньгами», звучит недостаточно убедительно. В остальном все приметы времени налицо - сотовые телефоны, селфи, модные показы. И очень удачный видеоряд на заднем плане, который компенсирует всё то, что по тем или иным причинам не показывают на сцене. В том числе некоторые любовные сцены, которые, как ни крути, были не последними в романе.
Из альфонсов - в депутаты
Но была в романе еще и мораль. В отличие от его главного героя Жоржа Дюбуа, у которого она если была, то быстро растворилась, и который помучился-помучился да и пошел по головам. Вернее, по постелям чужих жен и дочерей. И ведь правильным путем, как выяснилось, пошел товарищ - всего, чего хотел, достиг. Мысль о том, что это не совсем хорошо, в спектакле тоже звучит не слишком убедительно.
Зато очень убедителен сам Жорж. И без этой убедительности вся постановка вообще не имела бы никакого смысла. Тут надо было не ошибиться с выбором актера на эту роль. Попадание получилось стопроцентное. Играющий Дюбуа совсем молодой еще Егор Лесников - «выходец» из известной питерской актерской семьи. Кому интересно, из какой, легко может это узнать, но в данном контексте это совсем не важно. Потому что это отдельная творческая единица с огромным потенциалом. Кому опять же интересно, может посмотреть на фотографии Егора «домопассановского» периода - амплуа, условно говоря, пионеров-героев могло стать его крестом. Но ради роли в «Милом друге» он настолько изменился внешне, что, глядя на этого гламурного юношу, сложно представить, что еще недавно он выглядел совсем по-другому. Причем никакого особого грима ему не понадобилось. Просто «пионер-герой» силой своего таланта превратился в «героя-любовника». И дело тут не только во внешности, энергетика тоже присутствует. По крайней мере потянувшиеся в антракте к афише с портретом Жоржа Дюбуа для фото зрительницы - явное тому подтверждение. Значит, посыл до зала дошел.
Летняя публика «Балтдома» вообще, по моим наблюдениям, осталась довольна. Вроде и развлекли, и какие-то острые вопросы современности подняли - не настолько, правда, чтобы они что-то изменили в зрительском сознании, - и явную будущую звезду явили миру. А то, что главный герой-альфонс «будет депутатом», как пророчит ему бывший босс, - так такие «смелые» выводы сегодня всех тоже могут только развеселить.
Анна ВЕТЛИНСКАЯ,
интернет-журнал «Интересант»