Жанр киноновелл, посвященных тому или иному городу, сегодня в тренде. Парижу в любви признавались, Москве признавались. Настала очередь Петербурга. Но если в своих чувствах к другим городам призвались режиссеры самые разные - в смысле половой принадлежности, то отдать дань Петербургу решили исключительно режиссеры-женщины. Что логично. Ведь Петербург ассоциируется с мужчиной, и только с мужчиной. Причем дворянского происхождения. А кто должен признаваться в любви мужчине? Правильно - женщины. Это Москва-купчиха принимает любые виды поклонения, а у нас тут все строго.
Селфи на семерых
Вот и собрались семь женщин разной степени известности - от мэтров (если можно так сказать о женщинах) Ренаты Литвиновой, Авдотьи Смирновой, Оксаны Бычковой до никому не известной вчерашней студентки Аксиньи Гог. Также компанию им составили Наталья Кудряшова, Наталья Назарова и Анна Пармас, та самая, что когда-то снимала передачу «Острожно, Модерн!», а теперь рвет Интернет клипами Шнура. И изначально их кинодетище, открывавшее, кстати, в этом году «Кинотавр», называлось «Петербург. Селфи». Прокатное название изменили на «Петербург. Только по любви». Но получилось все равно «селфи». Снимали-то женщины. А они всегда на первом плане - все остальное фон. Даже если этот фон так прекрасен, как наш город. Где есть Дворцовая площадь, собор Спаса на Крови, Аничков мост, городские крыши, хор мальчиков при Капелле и Михаил Боярский - главные символы культурной столицы для жителей всех других городов, которым, конечно же, нашлось место в фильме. Так что получилось двойное признание в любви - и к городу, и к его жительницам.
Это было нетрудно. Это по любви
Признание хоть и не без депрессняка, но в целом достаточно позитивное. Да по-другому и быть не может, ведь не только в русских селеньях есть у нас женщины, способные разобраться со скачущими конями. Даже если эти кони стоят на Аничковом мосту. Как в новелле Натальи Кудряшовой об уставшей экскурсоводше, которой уже все эти дворцы, мосты и кони снятся в страшных снах. А туристы все чего-то требуют - каких-то историй, каких-то деталей. И всего лишь один курьезный вопрос вдруг заставляет героиню посмотреть на окружающее другими глазами. И улыбнуться.
Как улыбнется героиня новеллы Аллы Пармас, узнав, что у нее родится девочка. Третий ребенок. А вокруг ни одного мужчины. А только мама, няньки и споры по дороге к врачу - по скользкой зимней дорогое, где того и гляди навернешься, - о Сталине и либералах. Какая типично питерская картинка!
Но если в новелле Пармас одной девочкой должно стать больше, то у дебютантки Аксиньи Гог девочек чуть было не убавилось - героиня ее истории приезжает в Питер, чтобы свести счеты с жизнью. Но случайная глупая встреча переводит стрелки на совсем другие рельсы. С нехороших мыслей - на любовь.
Любовь, правда, в Петербурге бывает разной. Например, как в новелле Оксаны Бычковой - о девочке-студентке и глухонемом мальчике. Девочку поначалу смущает невозможность нормально общаться, но потом она привыкнет, начнет изучать язык глухих и поведет мальчика знакомиться с папой. Тут-то и окажется, что мальчик-то совсем обычный и говорить может. Это у него такая игра была, проверка. Но девочка простит. Питерские девочки вообще легко прощают.
И даже тех мам, которые очень хотят, чтобы их дочь пела в хоре… мальчиков при Капелле. Потому что мама-крановщица считает, что это лучший хор, и впереди к тому же заграничные гастроли. И девочка старается, но у нее это получается все хуже. И скоро все заметят, что она девочка, а не мальчик. Но маму расстраивать не хочется. Но придется, так решила режиссер Наталья Назарова. Хотя у этих двух женщин - маленькой и большой - все равно все будет хорошо. Они ведь любят друг друга.
Все хорошо будет и у героини киноновеллы Авдотьи Смирновой, которая уже давно ищет свою любовь, но нарывается все больше на козлов. И даже шаман - Боярский - ей несильно помогает. А может, и помогает - ведь именно после его сумасшедшего сеанса за семь тысяч рублей появляется наконец мужчина мечты.
«И душа… над мостами в петроградском дыму»
Есть мужчина мечты и у Ренаты Литвиновой. Вернее, у героини ее новеллы. Иосиф Бродский зовут этого мужчину, и о нем героиня снимает кино. И в кино этом даже готова пожертвовать ради него жизнью. А потом ехать по зимнему Питеру в машине, хохотать и читать его стихи. Не слишком похоже на реальность, но, наверное, кто-то и Бродского читает в такси. Рената Литвинова так точно.
Мы же будем ближе к народу и вспомним строки из одной песни. Помните: «в этом городе женщин, ищущих старость…». Это явно не про Петербург. Женщины из «Петербурга. Только по любви» ищут исключительно счастье.
Анна ВЕТЛИНСКАЯ,
интернет-журнал «Интересант»