Чем дальше от нас времена Советского Союза, тем больше в них подчас находишь хорошего. И это не только давно похороненное братство народов. С литературой тогда, несмотря на цензуру и гонения, все-таки тоже было неплохо. Поэзия расцветала, проза была на высоте, драматургия не отставала. До такой степени, что сегодня некоторые представители советской драматургии уже приравнены к классикам. Недаром в Москве перед Театром-студией Олега Табакова - она же Табакерка - стоит памятник трем советским драматургам: Розову, Володину и Вампилову. Не Чехову или Шекспиру, а именно им - практически нашим современникам. Которые вроде бы не ставили перед собой каких-то сверхзадач, а писали простые истории про простых людей. Но при этом и в нынешнее непростое время истории эти идут нарасхват у режиссеров и пользуются неизменным зрительским успехом.
Смена тенденций
Потому что зритель, кажется, успел устать от всех этих новомодных тенденций в театре и кинематографе, когда нам смачно демонстрируют жизнь ментов, бандитов и олигархов. Телевидение - не в счет, фильмы «про простых людей», которые там показывают, ни к людям, ни к искусству вообще никакого отношения не имеют. «Непростые» же герои так прочно обосновались на сценах и на экранах, что и их прототипы, наверное, думают, что именно они сегодня хозяева жизни, раз уж про них пьесы и сценарии пишут. И ведут они себя соответствующе. А зря - олигархи и бандиты приходят и уходят, и спектакли про них - тоже, а вот памятники ставят совсем другим людям.
Вот, например, Александр Вампилов прожил неполных 35 лет и написал за свою короткую жизнь не так и много. Но что ни название - то для души и для вечности. «Утиная охота», «Старший сын», «Прощание в июне» и, наконец, «Прошлым летом в Чулимске» - последняя пьеса утонувшего в 1972-м на Байкале драматурга. Он даже с финалом не успел определиться - было несколько вариантов. Да и название менял: сначала пьеса называлась «Валентина», потом «Лето красное - июнь, июль, август», но окончательным стало «Прошлым летом в Чулимске» - уже после гибели автора. И хотя со дня смерти Вампилова прошло уже больше сорока лет, его пьесы все эти годы не сходят со сцен - больших и малых.
Строго по тексту
Вот и Молодежный театр на Фонтанке решил отметить грядущее 80-летие со дня рождения Вампилова спектаклем по его пьесе «Прошлым летом в Чулимске», которую активно ставили в 70-х, в том числе Товстоногов в БДТ, чуть менее активно в 80-х и, что характерно, совсем перестали ставить в 90-х - именно тогда приоритеты сильно изменились и «на сцену» вышли братки и близкие к ним персонажи. Но в начале 2000-х случилось то, о чем уже сказано выше, - народу захотелось и в жизни, и на сцене увидеть другие лица. С тех пор каждый год на театральных просторах постсоветского пространства появляется новая инсценировка этой пьесы Вампилова. И можно с уверенностью сказать, что еще много лет она не потеряет актуальности - потому что в ней есть все: комедия и трагедия, смех и слезы, надежда и безнадега.
Хотя писал Вампилов, конечно же, драму, в которой режиссеры спектакля в Молодежном Семен Спивак и Лариса Шуринова увидели историю «об исчезающей чистоте». И эта история может произойти где угодно - и в провинциальном Чулимске, и в Москве, и в Нью-Йорке.
При этом создатели спектакля не стали делать никаких реверансов в сторону дня сегодняшнего и заигрывать с жаждущей новых ощущений молодой публикой - все строго в соответствии с пьесой. В том числе декорации. Как сорок лет назад у Товстоногова в БДТ стоял на сцене двухэтажный домик с палисадником, так и сегодня на сцене Молодежного стоит такой же. А ведь могли бы навесить металлических конструкций, одеть героев во что-нибудь кислотное или подвесить их, например, вниз головой во время самых важных диалогов. Но не стали. И правильно сделали. Потому что все эти прибамбасы собственно к сюжету ничего бы не добавили, а вот от того, что хотели сказать драматург и режиссеры, отвлекли бы.
Строгость подхода к первоисточнику вообще отличает спектакли Молодежного театра на Фонтанке, но в случае с пьесой Вампилова она оказалась просто скрупулезной. Главную героиню - восемнадцатилетнюю Валентину - играет Дарья Вершинина, студентка второго курса Института сценических искусств (так сегодня называется бывшая Театральная академия, она же ЛГИТМиК, есть еще с десяток названий, которые сменились за последние годы). То есть актриса - ровесница героини, что большая редкость. Следователя Шаманова, которому у Вампилова 32 года, сыграл Артур Литвинов, и актеру примерно столько же, сколько его герою. То, что актеры и их герои одного возраста, не просто добавляет действию достоверности, но и дает возможность играть роли «на вырост». И через десять лет эти же актеры вполне смогут выходить на сцену в этих же ролях - но уже с другим опытом и творческим багажом.
Ломать или чинить?
А пока играющая влюбленную в следователя Валентину студентка сильно волнуется. Что вполне объяснимо - ее героиня не просто главная, она - носительница авторской идеи. Сфальшивишь - весь смысл пьесы потеряется. А смысл в том, что скромная работница столовой Валентина одна противостоит рутинному миру сонного городка, где всем всё надоело. Здесь царит та самая безнадёга, из которой нет выхода. Критик Белинский назвал бы героиню «лучом света в темном царстве». Но дело в том, что «царство» у Вампилова не совсем и темное. Живут в Чулимске в общем-то неплохие люди, просто они очень сильно, смертельно устали и ничего не хотят.
Устал следователь Шаманов, уволенный с должности за то, что не стал покрывать, как сказали бы сейчас, «представителя золотой молодежи», сбившего на авто человека. Устала разрываться между любимым мужчиной и сыном буфетчица (Зоя Буряк), устал ненавидеть ее за то, что нагуляла ребенка, пока он был в плену, тот самый мужчина (фееричная роль Андрея Шимко), устал чувствовать себя ненужным ее сын Пашка (Егор Кутенков), устала, наконец, безответно любить Шаманова аптекарша Зина (до высокой трагедии поднимается в этой роли Регина Щукина). И даже безграмотный лесник Еремеев (Константин Воробьев) устал добиваться положенной ему пенсии.
И ничего вокруг не замечают эти усталые люди - упорно сбивают заборчик вокруг палисадника, который каждый раз так же упорно чинит Валентина, и идут напролом. Этот заборчик - символ того, что всё еще может быть по-другому. Не будет. Она пожалеет изгнанного матерью Пашку, он не пожалеет ее. Следователь, увидевший в любви Валентины надежду на новую жизнь, опоздает.
У Вампилова было два финала этой истории, в одном из них Валентина кончает жизнь самоубийством. В Молодежном театре выбрали другой - героиня всё так же чинит сломанный заборчик, только вот любви к окружающим у нее больше не осталось. Любовь исчезла вместе с чистотой.
Вот, оказывается, за что ставят памятники - за такие незамысловатые истории, которые становятся вечными, потому что у каждого в жизни есть выбор - ломать или чинить.
Анна ВЕТЛИНСКАЯ,
интернет-журнал «Интересант»