Если ты вырос в театральной семье, можно с почти стопроцентной уверенностью сказать, что твоя взрослая жизнь будет тоже связана со сценой. Влад Фурман именно в такой семье и вырос: его отец - народный артист, художественный руководитель театра «Русская антреприза имени Миронова» Рудольф Фурманов, мать - искусствовед Галина Буланова, так что с будущим сына всё было понятно с детства. Поэтому его поступление на режиссерский факультет ЛГИТМиКа ни для кого не стало неожиданностью. И еще одна закономерность: именно Владу Фурману посчастливилось попасть на курс к Георгию Товстоногову - и это был последний курс, который вел великий режиссер. Сегодня Фурман уже сам известный режиссер, главный режиссер «Русской антрепризы имени Миронова», обладатель различных театральных наград и премий, и при этом он не менее успешно работает в кино. И если начинал с «Бандитского Петербурга» и «Агента национальной безопасности», то теперь снимает сериалы для Первого канала. Его последние работы - резонансные «Куприн» и «Таинственная страсть». А в эти дни Влад Фурман заканчивает озвучивание своего нового сериала для Первого канала под названием «Наследники #дветрисестры», и даже собственный 50-летний юбилей (который - как раз сегодня, 5 марта) не может оторвать его от работы.
Чем «Ленфильм» отличается от «Мосфильма»
- Влад, как вам удается совмещать работу в кино и в театре?
- А я их не разделяю. Ведь это хоть и разные вещи с точки зрения инструментов, способов выражения, но задачи художественные - одни: высказывать то, что болит, то, что беспокоит. Театр сегодня, конечно, более условен, кино - более реалистично, достоверно, но суть - одна.
- Но кино вы делаете в Москве, а живете в Петербурге. Местное телевидение и «Ленфильм» не могут предоставить вам поле для деятельности?
- Я делаю телевизионные художественные фильмы на «Мосфильме» - и это кинопроизводство, просто мои фильмы показывают по телевидению. Поэтому про то, что происходит с телевидением - как с московским, так и с питерским, - я ничего вам сказать не могу. Я могу рассказать про «Мосфильм» и про «Ленфильм». И про «Ленфильм» хорошее я могу сказать только, что там прекрасный кинотеатр, есть попытки создать киноклуб. Там проходила премьера моей картины «Гупешка», я там мастер-классы вел - и было все очень пристойно.
Но для меня пример - «Мосфильм», на который я пришел в 2004 году и был поражен, в каком там всё хорошем состоянии, и всё только улучшается и расширяется. Его директору Карену Шахназарову удалось сохранить студию и развивать ее.
А у нас и мастеров нет, режиссеров нет. Кто остался? Вся движуха - в Москве.
- Последние ваши киноработы - по Куприну и Аксенову. По большому счету и тот и другой - классика. Ваш новый фильм тоже будет экранизацией?
- Это история о трех поколениях, начиная с 90-х и до наших дней. Атмосферная история, в стиле «Блоу-ап» Антониони, - герои будут с помощью старых видеокассет открывать тайны своей семьи. А сейчас уже выросло поколение, для которых даже слово «перестройка» и фамилия Горбачев ни о чем не говорят. Они не знают, что такое «Музыкальный ринг», они не слышали песню Максима Леонидова «Привет». В фильме звучит песня Гребенщикова, так молодые актеры, которые там снимаются, понятия о ней не имеют. Колхоз, картошка для них - пустой звук. Как им про всё это рассказать? Так что это будет почти документальное кино.
«Если власть неравнодушна к культуре, это только делает ей честь»
- Снять фильм - дело небыстрое. На театр время остается?
- Между съемками ставлю спектакли. Стараюсь или один спектакль в год сделать, или раз в два года. Из последних моих работ - «Медея», несколько номинаций на «Золотой софит» было, Михаил Шемякин высоко оценил спектакль, московский профессор Жаринов, специалист по античности, тоже. А Петр Семак получил «Софит» за лучшую мужскую роль в «Медее».
- Семак, кстати, сыграл главную роль в недавней премьере Александринки «Рождение Сталина». Заметила вас среди зрителей. Вас не удивило количество вип-персон даже в партере? Чем вызван такой интерес к спектаклю - тема модная?
- Это, наверное, питерская традиция такая возрождается. Когда-то к нам на премьеру «Мертвых душ», например, Собчак приходил, и он же, когда был в изгнании, приходил на наш спектакль в Париже. Ну и конечно, Валерий Фокин - ярчайший режиссер, и это благодаря ему тенденции европейского театра, интеллектуального театра стали прививаться в нашей культуре. Да и Александринский театр сам по себе - история, мощь.
- Мощь, конечно, но чтобы министры и губернаторы ходили…
- Это же прекрасно. Я считаю, что если происходит какое-то яркое театральное событие и оно не остается незамеченным нашей властью, то это только делает ей честь: значит, это просвещенные люди, им интересна светская жизнь, художественная жизнь. И это только в плюс. Слава богу, сейчас не те времена, когда Романов снимал спектакль Товстоногова.
И вообще культура - она же объединяет. Неслучайно когда страны пытаются наладить отношения - через культуру в первую очередь это делают. Балет, театральные гастроли, и под это дело встречаются президенты. Было же раньше так?
- Раньше было.
- И сегодня культура объединяет. Все читают книги, все думают о смысле жизни, никто не хочет войны… по большому счету.
Театр как «добровольная диктатура»
- Спектакль Александринки - о рождении диктатора. А в театре должен быть свой диктатор? Вы же учились у Товстоногова, он, говорят, был еще какой диктатор…
- Обязательно должен быть. Театр, как говорил Товстоногов, - это «добровольная диктатура». Актеры добровольно, по художественным соображениям, подчиняются воле режиссера. Но при этом режиссер обязан их увлечь, они должны верить в него. Без лидера театр не может существовать.
- И вы сознательно выбрали не актерскую профессию, а профессию режиссера, лидера. Почему?
- Я рос в театральной семье. Мой отец всю жизнь хотел создать свой театр, и он его создал. Так что у меня и выбора не было. И в этом случае я всегда привожу в пример семью дрессировщиков Запашных - их, наверное, папа отправил однажды в клетку к тиграм, и они там как могли выживали, а потом стали известными дрессировщиками. Меня тоже, образно говоря, отправили в «террариум», ведь еще Товстоногов сказал, что театр - это «террариум единомышленников», и человек, попадая туда, попадает на заклание. Так что я, попав в этот «террариум», тоже должен был выживать и доказывать, что имею право продолжать дело семьи, заниматься этой профессией. Образец в этом плане для меня - Константин Аркадьевич Райкин.
А что касается того, почему - режиссер, то он придумывает историю, придумывает образы - мне это интересно. Актер - несколько другое - это тело, это голос.
«Тех, кто «продает», а не отдает эмоции, это опустошает»
- Чему самому главному, как вам кажется, научил вас Товстоногов?
- Нас учили - не выпендриваться. В нас - во мне, в моих однокурсниках - что-то такое заложено, что мы не можем выпендриваться. Мы физически себя будем чувствовать плохо, если станем самопиаром заниматься.
- Так без пиара же сегодня сложно…
- Продвигать «на рынке» надо конкретный спектакль, конкретный фильм, а не самого себя. В нынешнем информационном потоке это сделать непросто, но без этого никуда. И в этом плане мне очень нравится политика БДТ и Андрея Могучего, как там поставлено дело, как проинформирован зритель о том, что в театре происходит. Там сейчас такая площадка для поиска, современная, интересная молодежи. Все в курсе в городе, что происходит в БДТ.
- Могучий может себе это позволить - театр у него федеральный и средства в него вкладываются соответствующие. А театрам петербургским как выживать?
- Ну живут же как-то - не закрываются, значит, можно прожить. Конечно, зарплаты, наверное, невысокие. А что у нас происходит с учителями, с врачами и так далее? К сожалению, это так. И когда учишься, тебе говорят, что профессия эта неблагодарная, тяжелая. Хотя это уже стало общими словами, неси свой крест - и веруй. Нас ведь учили отдавать, а сейчас тенденция - продавать. Отдавать эмоции или продавать, имитировать, делать из них товар - это уже тоже поколенческие вещи. Но, я думаю, тех, кто «продает», это опустошает, не приносит им радости. Отдавать надо, а финансовая сторона - она прилагается, она не есть цель в этой профессии. Это другая сфера.
Анна ВЕТЛИНСКАЯ,
интернет-журнал «Интересант»
«Интересант» сердечно поздравляет петербургского режиссера Влада Фурмана с пятидесятилетием и желает ему счастья, здоровья и новых громких творческих удач.