«Золотая маска», невзирая на множество упреков в предвзятости и продвижении спектаклей и творцов, которые скорее известны своими достижениями на почве общественного хайпа, чем собственно творчества, всё равно остается главной театральной премией России. Просто других нет. Смешно ведь считать таковыми местечковые капустники вроде петербургского «Золотого софита». Понятно, что учредителем «Золотой маски» является полностью дискредитировавший себя СТД, понятно, что и эксперты привлекаются соответствующие. Но как бы то ни было, приходится признать: даже если бы в Экспертный совет «Золотой маски» входили люди, движимые исключительно волшебной силой искусства, они при всем желании не смогли бы сыскать в петербургской афише постановок, о которых можно было бы говорить на всю страну. Так что итог закономерен: присутствие Петербурга в списке номинантов на «Золотую маску - 2020» - ничтожно.
Из спектаклей большой формы в шорт-лист попали только «Русская матрица» (Театр им. Ленсовета) и «Сирано де Бержерак» (Александринский театр). Малая форма представлена спектаклями «Аустерлиц» (БДТ), «Исследование ужаса» (проект «Квартира»), «Посмотри на него» (Театр ненормативной пластики), «Преступление и наказание» (театр «Приют комедианта») и «Российская А.Азбука» (театр ТРУ).
Вроде бы список не пуст. Но бросается в глаза, что большинство перечисленных спектаклей - и не спектакли вовсе, а скорее перформансы. Зритель, привыкший воспринимать театр как искусство, оценит разве что работы Александринки, БДТ и «Приюта комедианта» (при том, что «Преступление и наказание» в этом театре поставил, как известно, Богомолов).
Попытка Театра им. Ленсовета доказать, что после изгнания Юрия Бутусова с поста художественного руководителя, коллектив сможет перезапуститься, - провалилась. Режиссеру Андрею Прикотенко в спектакле «Русская матрица» явно изменила удача. В поисках национальной идеи Прикотенко сам создал текст, понапихал в действо много музыки, символов и сказочных персонажей, но в результате получилась многозначительная заумная пустота.
«Исследование ужаса» - это театрализованные посиделки за столом с условными актерами, которые ведут диалоги, посвященные творчеству писателей-обэриутов. Этот чистой воды перформанс проходит в пространстве «Квартира», то есть в бывшей коммуналке в центре города. Описание пространства таково: «Долгосрочный инклюзивный художественный проект, направленный на социализацию людей с ментальной инвалидностью и создание равных условий для их творчества».
Театр ненормативной пластики - это группа единомышленников, декларирующая перемещение театрального акцента со слова на тело. Может, это и к лучшему: ненормативная пластика всяко лучше ненормативной лексики. Спектакль «Посмотри на него» основан на трудах «фейсбучного» персонажа Ани Старобинец, которая давно несет стигму одинокой матери, окруженной нечуткими звероподобными соотечественниками. Аборт на позднем сроке, раскоряченные ноги под больничной простыней - вот вкратце сюжет этого произведения.
Именно такие драматические зрелища были отобраны экспертами «Золотой маски», явно проводящими время в «Фейсбуке» больше, чем следовало бы. Это с одной стороны. С другой - а чем еще богата петербургская сцена?
Судя по творческим «успехам», в природе давно не существует ни Театра им. Комиссаржевской, ни Театра комедии, ни Театра на Литейном, ни других финансируемых из бюджета площадок, способных привлечь внимание зрителей и театральных специалистов. При таком раскладе Санкт-Петербургу надо бы принимать Театральную не Олимпиаду, а Паралимпиаду.
Но ладно еще - драматические спектакли. В музыкальных номинациях пролет Петербурга мимо «Золотой маски - 2020» выглядит еще более очевидным и угнетающим.
Мариинский театр, получающий колоссальное бюджетное финансирование, в шорт-листе представлен только 22-минутной постановкой Push comes to shove. Сказать бы, что это - современная хореография, да нельзя - маленький балетик был поставлен в Американском балетном театре еще в 1976 году. Конечно, лучше так, чем ничего. Вернее сказать - чем среднестатистические оперные и балетные премьеры, которыми кормят петербуржцев Мариинский и Михайловский театры (учреждения Кехмана в шорт-листе, кстати, вообще нет). Но в российских масштабах такое меню не прокатывает.
Остается надежда, что ситуацию чуть подсластит не имеющий собственного помещения Театр балета Бориса Эйфмана, чей спектакль «Эффект Пигмалиона» хоть как-то поддерживает репутацию культурной столицы.
Зато «Золотая маска» обратила внимание на «Евгения Онегина» в театре «Зазеркалье». У этого, по правде сказать, тоже довольно серого спектакля - масса номинаций! Вывод тут один: пиар-служба театра заслуживает хорошие премии за успешное продвижение товара.
Еще один отмеченный экспертами проект - так называемая опера «52», поставленная на сцене БДТ еще одним персонажем из мира социальных сетей - композитором Александром Маноцковым. Стихи Льва Рубинштейна в исполнении двух актрис (не сказать, что певиц) звучат на шести языках, но только не на русском. Разумеется, лапидарность декораций и скудная музыка. В отзывах зрители отмечают отсутствие идеи представления и кривляние исполнительниц. С публикой, кстати, на спектакле заигрывают: на вас могут направить камеру и вывести огромное изображение на экран. Почувствуйте себя оперной звездой.
Опять-таки повторимся: если бы петербургские театры предложили в минувшем сезоне хоть что-то выше среднего уровня, может, на «Золотой маске» наш город не был бы представлен подобным концептуальным уродством? Вопрос вовсе не риторический. Другие города - и не только Москва! - показывают на «Маске» не просто достойный, а великолепный репертуар: «Поругание Лукреции», «Орландо», «Волшебная флейта», «Путешествие в Реймс».
Чтобы не заканчивать на совсем минорной ноте, отметим, что в нескольких номинациях на «Золотую маску» выдвинут получившийся действительно замечательным мюзикл «Большой секрет для маленькой компании» Детского музыкального театра «Карамболь». Впрочем, нет - идиллии не получится. «Карамболь» с самого своего рождения является бездомным. Как и Театр Эйфмана. А ведь именно эти коллективы защищают сейчас реноме театрального Петербурга и не скатываются при этом в серость, пошлость и хайповость.
Константин КАЮКОВ,
интернет-журнал «Интересант»