Главное впечатление от «Золотого софита - 2018»: уж лучше бы просто быстренько вручили награды победителям и разошлись по домам. Потому что слушать вымученные шутки ведущих и смотреть на плохо поставленные номера не было никаких сил. Церемония вручения высшей театральной премии Санкт-Петербурга, проходившая в ТЮЗе, еще раз показала, что культура в культурной столице - не просто в плачевном, а в удручающем состоянии. А еще - она расставила всё и всех по своим местам.
Во-первых, церемония наконец-то вернула председателя номинационного совета премии Николая Бурова в лоно искусства. Наглядно продемонстрировав, что его место - на сцене, а никак не в политике. Буров - умница, талантище и суперпрофессионал, без него это мероприятие просто пошло бы прахом. Его ирония, бархатный голос, его джентльменские манеры - целование ручек дам и дарение им цветов - всё говорило о том, что перед нами Актер Актерыч, и играть бы ему в спектаклях и вести различные мероприятия, а не сидеть в кабинете директора музея. Правда, он там уже, слава богу, и не сидит.
Во-вторых, она выдернула другого актера - Ивана Ивановича Краско - из цепких лап больших денег (фонд, возглавляемый Краско, во времена Полтавченко получал колоссальные субсидии из городского бюджета) и пошлых ток-шоу. Пусть пока и не на сцену, но по крайней мере в зрительный зал, полный коллег по цеху. Без одной из жен, правда, и тут не обошлось. Но жена была та, что постарше и поприличнее, да и было не до обсуждения перипетий их личной жизни. Краско восседал в первом ряду как патриарх отечественного театра, был красив и трезв. За что отдельное спасибо «Золотому софиту», а то все уже и забыли, что Иван Иванович - не телевизионное посмешище федерального масштаба, а большой актер.
В-третьих, она показала, что смольнинским чиновникам от культуры лучше лишний раз себя театральной общественности не демонстрировать. Вице-губернатор Владимир Кириллов, по недоразумению отвечающий в нашем городе за культуру, видимо, это понимает, поэтому на «Золотом софите» его видно не было. Председатель же Комитета по культуре Константин Сухенко в зале присутствовал и даже досидел до конца - и то и другое случается с ним нечасто. Но на сцену он не вышел и никаких приветственных слов от имени своего ведомства лауреатам не сказал.
Да и как выходить после того как получивший «Золотой софит» за роль второго плана в спектакле Юрия Бутусова «Гамлет» в Театре им. Ленсовета Александр Новиков поблагодарил всех, «кто понимает, как прекрасен театр Юрия Бутусова», и сказал, что, где бы ни находилась трудовая книжка Бутусова, он будет любить его безгранично и всегда. Эти слова были встречены овацией. Что оставалось делать Сухенко, сыгравшему не последнюю роль в спектакле под названием «Театр Бутусова нашему городу не нужен»? Только уткнуться в телефон.
Интересно, что в зале можно было увидеть и одного из предшественников Кириллова и Сухенко на их постах. Владимир Петрович Яковлев (Яковлев-маленький, как его называли) в 90-х годах был вице-мэром по культуре, а позже - председателем профильного комитета. Вот он-то как раз и будучи при должности в театр ходил, и до сих пор ходит. То есть человек «в теме». Будут ли ходить в театр Константин Сухенко и Владимир Кириллов, когда оставят свои посты, - вопрос риторический.
Зато они, ратующие за «веселье» в театре, могут быть довольны собственно церемонией, режиссером которой стала худрук Театра комедии Татьяна Казакова. «Веселье» било ключом. Примерно так же веселились лет пятьдесят назад на партийных и правительственных концертах. «Задорные» куплеты на мелодии советских песен в исполнении седовласых народных артистов, в которых были такие «оригинальные» рифмы, как «не думай о «софитах» свысока», и «высоким пламенем горит петербургская наша культура!» плюс модная песня - в данном случае «Лабутены» Сергея Шнурова - с другими, соответствующими случаю словами. Обхохочешься. И это всё, на что оказалась способна режиссерская фантазия. И даже Сергей Мигицко, обычно зажигающий на всех церемониях «Золотого софита», на этот раз ограничился пресной речью. Или его ограничили. Так что о том, что дело происходит в XXI веке, а не в каком-нибудь 1970 году, напоминал только видеоряд.
А уж когда на сцену выбежал вице-губернатор Константин Серов - представители правительства вообще чаще всего забегают-заскакивают на такие мероприятия, - чтобы поздравить получивших «Золотой софит» «за уникальный вклад в театральную культуру» народных артистов Ирину Соколову и Николая Иванова, - и сообщил, что он еле вырвался с празднования векового юбилея ВЛКСМ, всё окончательно прояснилось. Пока Серов и компания праздновали 100-летие комсомола, на сцене ТЮЗа в этот вечер отмечали что-то очень похожее на его 50-летие. Только при чем здесь современный театр?
Всё это никак не умаляет заслуги тех, кто получил или только был номинирован на премию, - дискуссию на тему «а судьи кто?» отложим для следующей статьи. Но все-таки кажется, что те, кто сегодня творит в петербургских театрах, достойны того, чтобы награды вручали им на уровне, соответствующем времени и городу, в котором они работают.
И еще один маленький нюанс, подчеркивающий отношение к премии тех, кто за нее отвечает. Пару лет назад, когда церемония переехала из роскошных интерьеров императорского Александринского театра в убогие стены ТЮЗа (причина, скорее всего, в том, что директор театра Светлана Лаврецова, как рассказывают, при Полтавченко тесно общалась с верхушкой Смольного), было решено, для пущей торжественности, устроить рядом с театром «аллею звезд». И на ней даже были заложены первые звезды - Бориса Эйфмана и Льва Додина. Как шутили тогда, театры им не построили, зато дали «по звезде». Что характерно, и театры так до сих пор и не построили, и про «аллею звезд» забыли. Видимо, ждут подходящих кандидатов. Кому там из театральных деятелей обещали что-то построить, дать помещение, помочь и так далее? Готовьтесь - есть шанс получить звезды на забытой «аллее».
Действительно, высоким и, вероятно, синим пламенем горит театральная культура!
Анна ТАРАСОВА,
интернет-журнал «Интересант»
Фото Интерпресс