Номинационный совет высшей петербургской театральной премии «Золотой софит» назвал тех, кто будет претендовать на премию по итогам уходящего сезона. И хотя имена некоторых членов Номинационного совета вызывают вопросы по поводу их компетентности при выборе лучших работ петербургских театров, сейчас не об этом. А о том, что члены совета - экс-директор Паровозного музея Николай Буров, экс-чиновница Смольного Наталья Пахомова, хозяйничающая ныне в Театральном институте на Моховой (что, конечно же, - позор), и председатель местного отделения замшелого Союза театральных деятелей Сергей Паршин, озвучив имена номинантов, практически признались в том, что театр в северной столице находится в глубоком анабиозе. И всё лучшее, что произошло здесь в прошедшем сезоне, в основном произошло благодаря… Константину Богомолову, режиссеру, как известно, московскому.
Из трех постановок, выдвинутых на «Золотой софит» в номинации «Лучший спектакль на большой сцене», две - работы Богомолова: «Слава» в БДТ и «Преступление и наказание» в «Приюте комедианта». Третья - «Гекатомба. Блокадный дневник», поставленная Яной Туминой в Театре «На Литейном». И это еще один камень в огород тех, кто руководит городской культурой: Театр «На Литейном» не относится к Петербургу, формально он - областной, и все обещания властей перевести его в городское подчинение давно забыты. А насколько правомочно решение включить спектакли областного театра и московского режиссера в список номинированных на «городскую премию» - большой вопрос. Но, видимо, в петербургских театрах ничего достойного, по мнению жюри «Софита», в сезоне сделано не было. А так хоть тройку претендентов набрали.
Итак: лучшие - два спектакля Богомолова и один областной. Среди лучших режиссеров опять же имена Богомолова и Туминой за те же работы. Плюс к ним еще добавились Евгения Сафонова, поставившая спектакль «Аустерлиц» на Второй сцене БДТ, и Лев Стукалов с постановкой «Пушкин. Борис Годунов» в «Нашем театре». Последний, хочется напомнить, существует в городе уже почти 20 лет, регулярно номинируется на различные премии - и получает их, - но так и не получил своего полноценного помещения.
Плюс к этому большая часть актеров в номинациях за лучшие мужскую и женскую роль - как первого, так и второго плана - те, кто сыграл в спектаклях Богомолова. Есть, конечно, и исключения, но они только подтверждают правило: в основном всё лучшее в прошлом сезоне в нашем городе создал, увы, Богомолов, ну и актеры, которым повезло сыграть в его спектаклях.
И если завтра личные приоритеты модного режиссера изменятся и ему уже не надо будет так часто посещать наш город, то с чем останется Петербург? С выдающимися актерами, которым местные театры не могут предложить никакого достойного фронта работ? Так же как и достойных зарплат? Которые потянутся вслед за Богомоловым в столицу?
Одному из номинантов, правда, «тянуться» в столицу не надо - московский актер Иван Волков составил компанию петербургским в номинации «За лучшую мужскую роль» - он сыграл главного героя в спектакле «Сирано де Бержерак» Александринского театра. Работы которого, надо заметить, чаще всего остаются вне списков «Золотого софита». Вот, например, «Оптимистическая трагедия», поставленная в Александринке опять же москвичом Виктором Рыжаковым, была признана в этом году лучшим спектаклем страны (!) решением жюри премии «Золотая маска» и оказалась в свое время не удостоена внимания жюри «Золотого софита». Это ли не говорит о том, что при выборе номинантов там превалируют не творческие, а какие-то другие интересы?
В общем, с государственными петербургскими театрами всё ясно: режиссеров нет, ярких постановок нет, а есть только отдельные актерские удачи или, например, удачи художников-постановщиков.
Ну а не «заслуга» ли это того же местного отделения СТД, который не сделал ничего, чтобы Театр «На Литейном» перешел в городское подчинение, который не встал на защиту Юрия Бутусова, стремившегося превратить Театр имени Ленсовета в явление мирового уровня? И который вообще не сделал ничего, чтобы в городе росли свои режиссеры-звезды, чтобы театры получали достойную поддержку, а молодые актеры не бежали в столицу. Эти же претензии можно предъявить и Комитету по культуре.
Интересно, кстати, что среди номинантов «Золотого софита» на лучший спектакль в негосударственных театрах - «Свадьба за свадьбой», поставленная в «Русской антреприза» имени Андрея Миронова. Основатель и худрук этого театра Рудольф Фурманов недавно был исключен из СТД - и кажется, вся «деятельность» Союза театральных деятелей за последний год и свелась к борьбе с ним. Но спектакль получился ярким, и обойти его вниманием, при всей лютой зависти членов номинационного совета к Рудольфу Давыдовичу, было невозможно. Хотя, возможно, тут имеет место коварный план: в номинацию «Русскую антрепризу» включить, а «Софит» в итоге не дать.
И сразу несколько номинаций, в том числе за лучшую мужскую роль, и специальный приз экспертного совета - не путать с номинационным, там работают совсем другие люди - получил опять-таки негосударственный Городской театр, который объявил о том, что в конце года прекращает свою деятельность - по финансовым причинам. А городу, видимо, Городской театр, несмотря на свое название, не нужен. И хотя собираются подписи под петицией с просьбой сохранить этот самобытный театр, но сколько таких петиций по подобным поводам уже было создано - а результата так и нет.
И пока в городе кардинально не изменится отношение к театру как к «карманному развлечению» различных союзов и комитетов, руководствующихся в своей работе вкусовщиной и личными симпатиями и антипатиями, Петербург так и будет оставаться «театральной колонией», которая только и может существовать за счет столичных «творческих вливаний».
Анна ТАРАСОВА,
интернет-журнал «Интересант»