Михайловский театр преподнес поклонникам балета настоящий подарок - очень красивую премьеру, про которую, наверное, не будет отрицательных рецензий. Михаил Мессерер восстановил знаменитую прокофьевскую «Золушку» в хореографии Ростислава Захарова. Новый спектакль, несмотря на богатство хореографических изысков, обошелся без традиционных заклинаний: и добрая Фея, и остальные персонажи вооружены в поисках добра и любви продвинутыми мультимедийными технологиями. Возможности балетной труппы дополнились эффектными видеотрюками, что добавило постановке настоящей сказочной зрелищности.
Осовременивание старой доброй классики - а «Золушка», несомненно, яркий пример советского классического балета - всегда воспринимается с настороженностью. По счастью, в Михайловском театре поставили разумные пределы в техническом новаторстве, а видеоряд сделали с любовью и знанием дела: старая сказка не превратилась в итоге в мультимедийную «тыкву». Кроме того, новый подход позволил «Золушке» вернуться в репертуар Михайловского театра после десятилетнего отсутствия. Ведь балетные постановки весьма затратны, и спектакль должен хорошо продаваться. В ведомстве Кехмана считать умеют: все-таки использование видеоряда хорошо дополняет традиционные декорации, а также доставляет администрации и театральной бухгалтерии чувство экономического комфорта. Кроме того, чудесный королевский сад с фейерверками, выполненный по технологиям XXI века, выглядит гораздо лучше, чем если бы был нарисован на заднике. Зрители пребывают в восхищении - особенно дети, которых на «Золушку» приводят в изобилии.
Главным художникам воссоздания стал Вячеслав Окунев, авторство светового и видеодизайна постановки принадлежит Глебу Фильштинскому. Их совместные усилия создали превосходную картинку. Выразительная хореография вариаций Фей весны, лета, осени и зимы сопровождается настоящими живыми пейзажами, в которых существуют действующие лица. Внутренние помещения замка благодаря видеотехнологиям кажутся бесконечными, а путешествие Принца вокруг земного шара в поисках обладательницы заветной туфельки становится динамичным и весьма наглядным.
Но каких бы похвал ни удостаивались декорации, в том числе и высокотехнологичные, без отличной хореографии и хороших танцовщиков балетного спектакля не существует. С этим в Михайловском всё в порядке: если оперной труппе театра и ее руководителю Паате Бурчуладзе еще предстоит хорошо потрудиться, то балет давно стал визитной карточкой здания на площади Искусств. «Золушка» - балет характерный, драматический, стилевой, если хотите. Выражаясь просто - здесь есть что танцевать. Безусловно, главные герои - Золушка (Анастасия Соболева) и Принц (Виктор Лебедев) - носители сути спектакля. И границы этих образов достаточно четко очерчены. Гораздо больше творческого простора предоставляется сестрам Золушки (Екатерина Одаренко и Екатерина Беловодская) и особенно Мачехе - в этой партии выступила Ксения Русина. Эти персонажи уморительны и сосредоточивают львиную долю юмора постановки.
Из остальных партий отметим на редкость интересную работу Екатерины Борченко над образом Феи; горячий отклик у зрителей вызвали Роман Волков, представший Шутом, и Никита Назаров в танце Кузнечика. В титульной роли Анастасия Соболева подтвердила свою репутацию обладательницы редчайшего лирического дара, а Виктор Лебедев - Принц - статус одного из лучших в мире исполнителей чистой классики.
«В этом балете Захарова танцуют практически все. Не только сестры, но даже Мачеха исполняет свою партию на пальцах. «Золушка» - один из балетов наследия, его нельзя терять. Прошлое нужно знать для того, чтобы успешно двигаться вперед. Новое поколение приняло на веру, что балетные спектакли 30-50-х годов XX века - это хореодрама, «страдающая» от недостатка собственно танцев. А это совсем не так. «Пламя Парижа», «Лауренсию», «Золушку» никак нельзя назвать нетанцевальными», - рассказал нам Михаил Мессерер.
На балеты Михайловского театра всегда проданы все билеты. И яркая, добрая, красивая, каноническая «Золушка» не стала исключением, стремительно вернувшись в перечень репертуарных хитов. На серию декабрьских показов уже сейчас почти нет билетов. А немногие оставшиеся в продаже являются практически недоступными для семейного похода - очень, очень дорого. И это, пожалуй, единственное печальное впечатление от нового спектакля.
Евгений ХАКНАЗАРОВ,
интернет-журнал «Интересант»