В трехдневном бизнес-фестивале Big Business Fun Festival, который проходит в Петербурге, сегодня поучаствовал известный бизнесмен и раскрученный публицист Дмитрий Потапенко. Человек он уникальный. Начав трудовую деятельность санитаром в психбольнице, Дмитрий Валерьевич дорос до руководителя крупнейших торговых предприятий. В частности, в 2003 - 2005 годах он возглавлял сбытовую сеть «Пятерочки» по Москве и Московской области. А сейчас является управляющим партнером компании Management Development Group Inc, среди клиентов которой - «Перекресток», «Эльдорадо», «М.Видео» и «Л'Этуаль». Известный крайней резкостью суждений и пристрастием к сниженной лексике, Потапенко многими в России воспринимается как гуру маркетинга. Поэтому корреспондент «Интересанта» именно к нему обратился с вопросом о внедрении инноваций в российском ритейле. Диалог получился неожиданным.
- Дмитрий Валерьевич, мы много пишем о новых технологиях, которые влияют на развитие и оптимизацию бизнеса. И сейчас, насколько известно, в торговых сетях по всему миру активно внедряется система электронных ценников. В России ритейлеры опасаются такие ценники внедрять. Это делают только большие игроки рынка, - такие, как «Ашан», «МедиаМаркт», имеющие западное происхождение. А наши только потихонечку это начинают делать.
- Потому что это извращение. Потому что при открытии в городе Санкт-Петербурге - в интеллигентном городе вообще-то, - первого гипермаркета, который был укомплектован на ЗТЛ (Заводе турбинных лопаток) электронными ценниками, бабушки Санкт-Петербурга - милые бабушки! - вынесли 17 процентов этих ценников вместе с собой.
- Ну а какой смысл их выносить?
- А смысл очень простой. Все привыкли вот так вот поднести ценник поближе к глазам, чтобы посмотреть цену. Почему зачастую ценников на товарах в магазинах нет? Потому что человек идет - и с собой забирает. И основная проблема внедрения электронных ценников - то, что они нафиг не нужны. Поэтому не надо их внедрять ни при каких обстоятельствах.
- А как же европейский опыт?
- Когда мы будем хотя бы на десятую часть Европой, вот тогда и будет разговор. Потому что, извините за банальность, в Европе 70 процентов - это частный бизнес, а у нас - окологосударственная экономика. Так что давайте не сравнивать жопу с ручкой!
- Но при этом тот же «Ашан» укомплектовал электронными ценниками все свои московские магазины.
- Не все, во-первых. Во-вторых, это связано с одной банальной причиной - за это кто-то другой платит. В основном - поставщики оборудования.
- Последний вопрос, Дмитрий Валерьевич. А какие инновационные технологии, на ваш взгляд, оптимально внедрять в ритейле?
- Никакие! Никаких инновационных технологий не может быть в Монголии с газовой дубиной. Вы сначала осознайте, где вы находитесь и кто вы. А то, знаете, мы говорим о «кораблях, бороздящих просторы Большого театра», а сейчас как раз идет «Прямая линия» с президентом, и там говорят, что люди живут в вагончике 30 лет. И они родились там, срали и жили на говне, и сейчас продолжают. У нас 22 миллиона находятся за чертой бедности! Какие инновационные технологии?! Сначала решаются базовые проблемы - чтобы люди хотя бы банально в говне не жили, а потом можно говорить о космических кораблях. Последовательность - такая. Как вы можете без базиса строить надстройку? Другого варианта нет.
Алексей АБАКУМОВ,
интернет-журнал «Интересант»