Накануне в Смольный собор привезли скульптуру ангела, которая в течение 200 лет венчала купол церкви Святой Великомученицы Екатерины на Васильевском острове. По легенде – это один из трех ангелов, защищающих город.
Скульптура была демонтирована с купола Екатерининского собора еще 14 лет назад – за два века она ни разу полноценно не реставрировалась и находилась в аварийном состоянии. После проведения многочисленных исследований было принято решение вернуть на купол не оригинал, а точную копию статуи. Причина очевидна – металлическая оболочка скульптуры стала ветхой и хрупкой, а древесина, составляющая «тело» скульптуры, прогнила во многих местах. Виновата в этом не только сырая петербургская погода, но и действия атеистических вандалов, которые в 1930-е годы вырвали из рук ангела позолоченный крест и сорвали металл с его лица, обнажив дерево.
В конце 2017 года копию статуи установили на купол Екатерининского собора. Но совершенно туманной оставалась судьба законсервированной оригинальной скульптуры. «Пришлось построить целый дом на нашей территории чтобы сохранить ее», - рассказали «Интересанту» руководители реставрационной мастерской «Наследие» Юрий Щедров и Андрей Марков.
Настоятель Смольного собора, протоиерей Петр Мухин практически без раздумий согласился разместить ангела-хранителя с Васильевского острова в своем храме. «Он 200 лет смотрел на город, он видел все события, происходившие в нём. Этот ангел являет собой призвание к добродетели, к великим свершениям», - заключил отец Петр.
Перевозка скульптуры была организована буквально за несколько дней. 29 августа статую и ее гипсовую копию привезли в Смольный собор под чутким присмотром реставраторов и при участии председателя КГИОПа Сергея Макарова. После ухода основной массы журналистов и официальных лиц настоятель храма освятил скульптуру ангела и благославил ее установку.
Что же делать с аналогичными статуями, которые имеют историческую ценность, но по причине ветхости не могут быть установлены на свое первоначальное место? Процесс до сих пор не отработан, поэтому КГИОП приветствует установку таких объектов во внутренних помещениях общественных зданий.
Например, два года назад экс-ректором Академии Штиглица Василием Кичеджи было принято решение принять от города несколько исторических городских скульптур для их размещения на территории вуза. Инициативу тогда поддержал народный художник РФ, скульптор Анатолий Дёма, но из-за политических перестановок проект осуществить не удалось.
Источники «Интересанта» рассказали, что сейчас в «подвешенном» состоянии находятся несколько крупногабаритных городских скульптур, которые оказались никому не нужными после создания их копий. В том числе, это работы знаменитых скульпторов XIX века В.И. Демута-Малиновского и С.С. Пименова, которые прежде располагались перед главным входом в Горный институт.
Но как минимум для четырех городских статуй место все-таки нашлось. По словам протоиерея Петра Мухина, скульптуры евангелистов Марка, Матфея, Луки и Иоанна, которые ранее были размещены на крыше римско-католического собора Святой Екатерины, вскоре могут быть также установлены в масштабном внутреннем пространстве Смольного собора.
Алексей АБАКУМОВ,
интернет-журнал «Интересант»