Дмитрий Жвания - о велосипедном хамстве - Журнал Интересант - interessant.ru

мнения

Такого дождливого лета, как нынешнее, в Петербурге не было 30 лет, утверждают синоптики. Уже август, а солнечных дней было - по пальцам пересчитать. Но нет худа без добра: дожди спасают от… эгоистов-велосипедистов. В связи с непогодой их не так много на тротуарах. Но как только выдается погожий день, в нашем городе начинается какой-то Китай - только успевай уклоняться.

Сразу хочу уведомить поборников самого экологичного транспорта: я за развитие велосипедного движения двумя руками. Но я не хочу стать его жертвой. А еще больше, чем за себя, я опасаюсь за внуков. Детям свойственно вырываться из рук, чтобы куда-то бежать. А сегодня по тротуарам города не то что бежать - ходить небезопасно.

Ныне, идя по пешеходной части, лучше резко не отклоняться от выбранного маршрута, надо идти прямо, из пункта А в пункт Б, как человечки из учебника, иначе можно угодить под колеса велосипеда, вовсе не обязательно управляемого худосочным хипстерком. Велосипеды популярны и среди людей с избыточной массой тела. Но даже если на скорости 20 километров в час в тебя въедет девушка с бараньим весом, мало не покажется тоже: ушиб, а то перелом обеспечен. В моем окружении несколько человек пострадали от наезда велосипедистов.

Во всей этой ситуации раздражает эгоизм велолюбителей. И их трусость. Вместо того чтобы добиваться от правительства города создания комфортной среды для передвижения по улицам на велосипедах, они предпочитают подвергать опасности здоровье пешеходов. По сути, они ничем не отличаются от автомобильного хамья, мыслящегося себя какими-то боярами, а потому имеющего право давить тех, кто передвигается пешком.

Правда, веломаны предпочитают жаловаться на свою юдоль. Они страдают постоянно. Они - жертвы! Всё и все против них! В одной городской газете вышла статья веломана Стаса Елисеева. По всей видимости, он известный в этой среде человек. Этот Стас надеется на наше сочувствия, рассказывая, какие ушибы и ссадины он получил после столкновений с пешеходами. «Любое столкновение - даже на небольшой скорости, даже с пешеходом - больше всего угрожает велосипедисту», - плачется он. А пешеход сейчас такой пошел, что смотри в оба! По мнению Евсеева, тот, кто передвигает на своих двоих по тротуарам, обнаглел в своей уверенности, что он - центр мира. Смотрит постоянно в свой телефон! А «непредсказуемые старушки» чего стоят… Кидаются, понимаешь, под колеса Елисеева, а он, бедный, падает, получая синяки и травмы.

Как я уже написал, непредсказуемы не только пресловутые старушки, но и дети. Да и вообще: люди - они такие. Непредсказуемые. Вышел человек из дома и вдруг вспомнил, что газ забыл выключить. Он резко поворачивается - а на него летит чудо на велосипеде…

Конечно, падать с велосипеда неприятно. Я это знаю по себе. Но кто виновник столкновения на тротуаре с велосипедом? По логике Евсеева - пешеход. Это какая-то извращенная логика. На тротуаре пешеход может вести себя как угодно, читать книги, газеты, смотреть в телефон, пританцовывать, завязывать шнурки. Он - на своей территории. Единственно, чего он не должен делать, - это мешать другим пешеходам. А для велосипедиста тротуар - чужая территория. Кажется, это - прописные истины. И тем не менее их приходится озвучивать тем, кто возомнил, что они вправе устанавливать свои порядки на улице. Откровенно говоря, иногда хочется просто двинуть в лицо тем, кто выскакивает буквально из-под тебя, крутя педали. Мозги же надо иметь!

Я понимаю: на велосипедах ездить по проезжей части в России страшно, учитывая состояние дорог, а главное - умов водителей машин. Но это не причина гонять на велосипедах по тротуарам, а стимул для борьбы за превращение Петербурга в современный город Северной Европы. В Стокгольме, Копенгагене, Амстердаме погода не намного лучше петербургской, мостов через реки и каналы в них тоже достаточно, но тем не менее в них созданы все условия для велосипедного движения. Никто никого не давит. Правда, Петербург намного больше того же Амстердама. Например, в Риме и Париже я не замечал большого обилия велодорожек в центре. Видимо, этим городам еще далеко до передовой репутации.

Хотя, конечно, нынешнее состояние велосети в Петербурге удручающее. И вот почему.

Мы живем в такой стране, где чтобы чего-нибудь добиться, власть нужно теребить. Иначе жди у моря погоды. Это хорошо видно на примере веловопроса.

Еще в 2008-м администрация Санкт-Петербурга, возглавляемая Валентиной Матвиенко, разработала концепцию развития улично-дорожной сети, которая в том числе предполагала и создание велодорожек. А консульство Дании в тот же год подарило Матвиенко велосипед - этот был явный намек на то, что в Петербурге давно пора развивать самый экологичный транспорт. Однако Валентине Ивановне предпочитала разъезжать по северной столице на дорогом комфортабельном автомобиле.

Осенью 2011 года губернатор Полтавченко в своем «Твиттере» сообщил, что велосипедом-то он обзавелся, а вот педали не крутит - некогда. На что его сетевая собеседница, некая Ирина, заметила: «Жаль, конечно, что некогда, а то бы вы могли сами оценить, каково это - кататься в Петербурге». Пользователь «Твиттера» G_Poltavchenko пообещал Ирине не забывать о проблемах велосипедистов, ибо «нас действительно много».

Их-то много, а дорожек мало. Но городская власть вопрос забалтывает. Весной 2013 года Полтавченко, вновь отвечая на вопросы велолюбителей, заверил, что скоро «будет завершено строительство 5,4 километра велосипедных дорожек в разных районах города, а ранее уже было построено почти 25 километров таких дорожек», что «разработана проектная документация еще на 10 километров велодорожек».

На дворе лето 2016 года, а инфраструктура северной столицы на любителей велосипедного транспорта так и не рассчитана. Есть велодорожки на севере города, вдоль Муринского ручья и на Крестовском острове. Есть еще велодорожка в Яблоневом саде и на проспекте Славы, вдоль Парка интернационалистов в Купчине. Но все они пригодны лишь для бесцельных велопрогулок. А созданная еще в советские годы велодорожка в поселке Лисий Нос ныне занята торговцами цветами и автомобилистами.

Но велосипедисты, видимо, боятся лишний раз побеспокоить власть, предпочитая терроризировать пешеходов, держать их в постоянном напряжении. Пешеходы оказались жертвами в квадрате - они страдают как от бездействия городской власти, так и велосипедного хамья. Даже жертвами в кубе - не будем забывать и об автомобильном хамье. Власть пешеходов вообще не защищает, а ведь езда по пешеходной части - это нарушение закона. Есть правила передвижения на велосипедах, они запрещают ездить на них по тротуарам, мостам, по пешеходным переходам.

В конце концов, те, кто считает, что езда на велосипеде делает их европейцами, должны понять, что современная Европа основана на взаимоуважении. А если вы не уважаете пешеходов, чего после этого удивляться, что на вас плюет власть?

Дмитрий ЖВАНИЯ,

публицист,

выпускающий редактор интернет-журнала «Интересант»

статьи

Новости партнеров

Загрузка...