Уникальный исторический артефакт - картина, с одной стороны которой изображен император Николай II, а с другой - Владимир Ленин, - бесследно исчез. Полотно, над которым три года колдовали реставраторы Академии Штиглица и на которое претендовали несколько петербургских музеев, по бумагам якобы возвращено 206-й школе, в которой оно пылилось много лет. Распоряжение об этом в обстановке строгой секретности подписала недавно назначенная и. о. ректора академии Анна Кислицына. Бесценная картина была затолкана в «Газель» и отбыла в неизвестном направлении. Доехала ли она до школы - неизвестно. Но может быть, доехала до чьей-нибудь дачи?
Музеи выстраивались в очередь
Новость о том, что портрет Ленина был написан на холсте, с другой стороны которого был портрет Николая II, осенью 2016 года облетела российские и зарубежные СМИ. Дважды писала на эту тему газета The New York Times.
Двойной портрет - находка профессора кафедры живописи и реставрации Академии Штиглица Татьяны Поцелуевой. Оказалось, что автор портрета Ильича Владислав Измайлович написал его на обороте парадного изображения императора, созданного художником Ильей Галкиным. В течение 70 лет об этой истории никто не знал.
После презентации полотна в Академии Штиглица сразу несколько музеев выразили надежду, что картина перейдет в их коллекцию - музей-заповедник «Царское село», Музей политической истории России, Государственный Русский музей и даже Центральный музей современной истории России (Москва). В качестве аргументов приводилось множество фактов. Например, директор ГМЗ «Царское село» Ольга Таратынова вспомнила, что именно в коллекции ее музея находится парадный красный мундир Николая II, в котором он был изображен Галкиным.
Казалось бы, судьба полотна решена - музейщики, эксперты и реставраторы сошлись во мнении, что уникальной картине нужны особые условия хранения. К тому же она должна непременно стать достоянием общественности - особенно в год столетия Октябрьской революции. Но жизнь распорядилась иначе.
У кого право собственности?
Исторически портрет Николая II создавался для актового зала Петровского торгово-коммерческого училища, а портрет Ленина - для того же самого зала, но уже принадлежавшего 206-й школе. Согласно договору о безвозмездном оказании услуг, подписанному в 2013 году, Академия Штиглица в качестве благотворительного жеста должна была отреставрировать картину и вернуть ее назад. Но сначала речь шла только лишь об изображении Владимира Ильича, которое было знаковым само по себе, но не могло являться предметом особой ценности. О портрете Николая II с обратной стороны холста никто тогда не знал. И о культурно-исторической значимости полотна - тоже.
Когда музеи начали проявлять интерес к двухсторонней картине, встал вопрос о том, кому она на самом деле принадлежит. С одной стороны, - 206-й школе, так как она там находилась исторически. Но на балансе школы картина не стояла, а в описании КГИОПа есть только портрет Владимира Ильича, который не попал под «охранную грамоту». С другой стороны, обнаружение второго портрета сделало картину памятником мирового уровня.
Чтобы разобраться в ситуации, тогдашний ректор Академии Штиглица Василий Кичеджи направил ряд писем в Министерство образования, Министерство культуры и правительство Российский Федерации с просьбой определить дальнейшую судьбу уникального полотна. Письма в Минкульт были также отправлены и музеями, заинтересованными в получении картины. Но конкретных разъяснений так и не поступило - один министерский департамент перекидывал письма в другой, а полотно так и продолжало находиться в Музее барона Штиглица.
Параллельно в академию начали поступать предложения от частных лиц приобрести картину за деньги. Кем-то даже была обозначена сумма в 30 миллионов рублей. Но никто не взял на себя ответственность вести серьезные переговоры по этому поводу - по мнению тогдашнего руководства, судьбу бесценной картины должно было определить государство и она непременно должна находиться на всеобщем обозрении в одном из музеев.
Представители школы тем временем начали травлю администрации академии в СМИ и даже подали заявление в полицию. Полиция в возбуждении дела отказала, а Комитет по образованию Санкт-Петербурга дал руководству школы ясно понять, что решение о судьбе картины принимается на более высоком уровне.
Кусок портрета нашли в груде мусора
Когда на оборотной стороне портрета Ленина обнаружилась еще одна картина, был созван реставрационный совет, на котором эксперты из различных музеев должны были принять решение - что дальше делать с полотном. Нужно было или как-то разделить портреты и отреставрировать их по отдельности, или сохранить оба изображения на одном холсте. Последнее было крайне сложно и затратно, но комиссия остановилась именно на этом варианте - он наиболее правильный с точки зрения реставрационной этики и исторической справедливости.
По словам реставраторов, картина поступила в ужасающем состоянии. Портрет Ленина был весь в слое жира и копоти, с огромным количеством трещин и сколов. Также на нем были многочисленные следы краски - руководство школы даже не закрывало его тканью во время ремонтов в актовом зале. Но самое главное - в районе ног вождя была огромная дыра, которую, по словам учителей, в 70-е годы проделал кто-то из озорных учеников. Вырванный кусок куда-то бесследно исчез. Кто-то даже говорил, что его выкинула уборщица.
Сначала в школе прикрыли дыру тканью, а затем и вовсе решили не позориться - много лет вождь мирового пролетариата провел под желтой занавеской, которая и сейчас продолжает висеть в школе на бывшем месте расположения портрета. Во время реставрации специалисты отмечали, что изображение Николая II, которое было спрятано на оборотной стороне холста под слоем водорастворимый краски, находится в значительно лучшем состоянии.
Финальный аккорд в этой истории был поставлен совсем недавно, 3 июля, когда руководитель реставрационных работ профессор Татьяна Поцелуева и один из авторов книги о двойном портрете (которая вскоре будет опубликована) доцент Александр Карпов нашли утраченный кусок холста среди мусора под школьный сценой.
«Меня заинтересовала конструкция короба, в котором портрет находился, - рассказывает Александр Карпов. - Светим вниз фонариками. Жуткое зрелище: мусор за многие годы неубранный, буквы с какого-то школьного лозунга. «Вот он! Вот он!!! Дайте что-нибудь длинное, я достану», - почти закричала Татьяна. Нам приносят швабру. Я свечу двумя фонарями, Татьяна опускает швабру, убирает мусор сверху куска, подцепляет его и тащит наверх. Я, отложив один из фонариков, перегибаюсь через край основания и перехватываю рукой фрагмент (а всё это мы делаем, стоя на коленях). Достали. Это тот кусок. Подлинный».
Неизвестно, что теперь будет с ранее утерянным фрагментом картины. По словам Татьяны Поцелуевой, его необходимо отреставрировать и установить на законное место: «Почти полметра утраченной живописи! Для меня, как для реставратора, - это просто подарок!».
Куда же делась картина?
Вскоре после вынужденного ухода Василия Кичеджи из Академии Штиглица, портрет убрали из Аванзала музея и перенесли в другое помещение. Когда месяц назад был проведен тайный реставрационный совет, Анна Кислицына торжественно заявила о том, что восстановлена историческая справедливость. Документ о передаче картины 206-й школе был подписан тут же, на тумбочке, у ног Владимира Ильича.
Помимо малочисленных сотрудников академии, в совете приняли участие: начальник отдела памятников прикладного искусства КГИОПа Слава Симкина, проректор по научной работе Института им. Репина Юрий Бобров, завотделом реставрации Русского музея Ирина Корнякова и представитель школы «Ирина Борисовна» (судя по всему - Гнездилова И.Б., зам директора по АХР).
По сведениям «Интересанта», 19 июня картина была увезена в школу, однако никто из сотрудников Академии Штиглица ее не сопровождал. По словам Татьяны Поцелуевой, ее оперативно вывезли по поручению Кислицыной:
«Я помогла запаковать картину. При мне ее загрузили в «Газель». Я очень волновалась, так как даже во время перемещения по музею академии было видно, что в краске появляются микроскопические утраты, видные на просвет. Принимающая сторона сказала, что ее везут в школу и что они справятся со всем сами. Но мы не отслеживали, куда она поехала. Когда мы пришли в понедельник в школу, в зале ее не было, показывать нам ее отказались, но уверяли, что она «где-то тут».
«Она упакована. Всё нормально, короче»
Директор музея 206-й школы Светлана Пасынкова в телефонном разговоре с корреспондентом «Интересанта» чувствовала себе слегка неуверенно.
«Действительно ли картина вернулась в школу?» - спросили мы у нее.
«Вообще, да», - ответила Пасынкова.
«Ее сейчас можно уже увидеть?»
«Нет, ее нельзя увидеть, потому что она как бы будет отдаваться на выставку к столетию Октябрьской революции в один из музеев для экспонирования».
«Еще неизвестно, в какой музей?» - поинтересовались мы.
«Нет, еще неизвестно», - сообщила Пасынкова.
«А когда это будет? Осенью? Или в ближайшее время?»
«В ближайшее время это будет…»
«Но она сейчас находится на территории школы?» - задали мы ключевой вопрос.
Светлана Пасынкова после долгого молчания произнесла всего два слова: «Ну да…»
Мы также попытались уточнить, в каких условиях хранится картина - ведь произведения искусства требуют особо бережного отношения:
«Сейчас картина хранится в надлежащих условиях? В соответствии с температурным режимом, под контролем реставраторов? Или как?»
«Конечно, конечно», - быстро ответила Пасынкова.
«А реставраторы какие за ней смотрят? У вас же в школе нет штатных?»
«Да она тут, Господи… Всё нормально, короче. Она скоро уйдет».
«Так ее контролируют реставраторы?»
«Конечно же, да!»
«А какие реставраторы? Из какого музея?»
«Я не хочу на эту тему говорить. Меня предупредили особенно не распространяться пока. Реставраторы - нормальные реставраторы. Зачем они сейчас нужны? Они не нужны сейчас. Понимаете, не нужны! Она упакована. Все нормально, короче».
То ли картина, то ли ботинки
Примерно в том же духе высказался и директор Музея барона Штиглица Александр Бартенев.
«Картину вернули законному владельцу - школе, - сообщил он корреспонденту «Интересанта». - Ее отдавали на реставрацию, в ремонт, а теперь она снова у владельца. Вы когда ботинки в ремонт сдаете, рассчитываете же их получить назад, не правда ли? Вот и тут так же».
В ответ на замечание, что сравнивать уникальную картину с ботинками, мягко говоря, неуместно, Бартенев добавил: «Это не наша картина, нам она не нужна».
Музейный работник также сообщил, что картина «точно доехала до школы», хотя сам он это не проверял: «Составили акт передачи, представители школы его подписали, картину погрузили в машину и увезли. Всё остальное - не наше дело».
Вот так просто Академия Штиглица отказалась от уникальной находки. Что будет дальше с полотном? Где оно сейчас? В каких условиях хранится?
По информации «Интересанта», если сейчас полотно мировой значимости случайно не «пропадет где-то в неизвестности» или не будет окончательно «убито» наплевательским отношением к хранению и перевозке, оно окажется в коллекции Музея истории Санкт-Петербурга. В 206-й школе картина однозначно не останется. И тут напрашивается риторический вопрос: зачем все эти «танцы с бубном», путешествия на «Газелях», «акты приема-передачи», если этот вариант уже согласован в Смольном? Но тут есть и еще один вопрос: почему Смольный не реагировал, когда к нему обращались с этим вопросом в конце 2016 года?
Алексей АБАКУМОВ,
Виктор ИВАНЦОВ,
интернет-журнал «Интересант»
Школьная занавеска, за которой много лет прятался порванный Ленин. Июль 2017 года
Фрагмент уникальной картины был обнаружен среди мусора под сценой 206-й школы. Можно разглядеть брусчатку...
...и ботинок вождя
Закрытый реставрационный совет в Академии Штиглица. 24 мая 2017 года
Директор Музея барона Штиглица Александр Бартенев, представитель 206-й школы «Ирина Борисовна» и и. о. ректора Академии Штиглица Анна Кислицына
Упаковка картины для транспортировки в школу. 19 июня 2017 года
Руководитель реставрационных работ профессор Татьяна Поцелуева у упакованного холста
Рабочие пристраивают картину к одному из бортов «Газели». Видны мокрые пятна от протекающего тента