Многие зарубежные издания пишут в последнее время о том, что церковь как институт и профессия церковнослужителя все меньше привлекают молодых людей на Западе. Дело в том, что денежное содержание священников скромное, и они вынуждены заниматься чем-либо приносящим реальный доход. Приходы объединяются, ставки сокращаются. По воскресеньям и в христианские праздники служба для многих священнослужителей превращается в марафон: в 9.30 утра месса в одной деревне, в 11 часов - во второй, а в 14.30 - в третьей. И вот результат: в 1962 году в Германии католическими священниками стали 557 человек, а в 2015-м - всего 58 человек.
Как заявил в июне этого года в интервью Frankfurter Allgemeine Zeitung Кристоф Маркшис, декан теологического факультета Университета Гумбольдта, сегодня теологию здесь изучают люди, не имеющие религиозных традиций. Они хотят сначала изучить предмет, а уж затем решить, становиться священниками или нет. И количество подобных студентов растет. Многие сомневаются в существовании Бога, что раньше было немыслимо. Большого ажиотажа вокруг карьеры священника нет. Проще говоря, быть священником в Европе сегодня - не круто.
А как дела с религиозностью молодежи обстоят в России? На вопросы «Интересанта» ответил заместитель председателя отдела религиозного образования и катехизации Санкт-Петербургской епархии, настоятель храма Святых Равноапостольных Константина и Елены протоиерей Михаил Браверман.
- Отец Михаил, выражаясь молодежным языком, круто ли быть священником в России?
- Круто вообще жить. Круто жить в России. Круто жить в Петербурге. Круто жить на рубеже веков. Всё это очень круто. Хотя в Антарктиде еще круче.
- С экономической точки зрения, по вашему ощущению, священники в нашей стране относятся к среднему классу?
- Часто приходится слышать от экономистов, что проблема нашего общества - это отсутствие так называемого среднего класса. То, что мы можем назвать средним классом, - это люди, которые живут довольно бедно. А священник должен жить так же, как и его паства. Поэтому священник не должен быть богаче своих прихожан, иначе он перестанет понимать их проблемы.
- Легко ли молодому священнику получить приход?
- Я думаю, что священником становятся не для того, чтобы получить приход и быть настоятелем. Священником становятся для того, чтобы служить Богу и людям, как бы высокопарно это ни звучало. Для кого-то это еще и преподавательская или научная деятельность, но очень часто это служение простым священником в деревне, в каком-либо бедном приходе. Иногда - служение настоятелем. Но люди точно идут служить в церковь не для того, чтобы решать свои экономические проблемы. Я по своему первому образованию - резчик по камню. Когда я поступил в семинарию, я потерял всё в экономическом плане. Но я никогда об этом не жалел, ведь когда мы направляемся к Богу, мы реализуем свое человеческое призвание.
- Отец Михаил, каким критериям необходимо соответствовать, чтобы стать священником?
- Решение принимает священноначалие. Что касается образования, то тут работают общие принципы. Необходимо получить образование в Духовной семинарии, а для настоятеля еще и в Духовной академии. Как становятся настоятелями? Я когда-то сам построил храм, на территории которого мы сейчас находимся. До этого я десять лет служил в другом храме. У нас служат два священника, и ни один из них не хочет быть настоятелем. Почему? Чем выше должность, тем больше ответственность и тем меньше свободы. Для чего человек становится настоятелем? Я - для того, чтобы реализовать какие-то проекты, которые может осуществить именно настоятель. Если человек реализует себя в жизни как-то иначе, как проповедник, как исповедник, как писатель, то, может быть, он нуждается именно в этом. Служение настоятелем предполагает большую административную работу и ответственность, нужно быть к этому готовым. Чем человек мудрее, тем меньше он хочет стать начальником.
- Много ли прихожан? Есть ли молодежь? Приходят ли молодые люди сами по себе, или их приводят родственники?
- Ну, привести можно только ребенка. Молодого человека или подростка привести уже невозможно. В нашем храме очень много прихожан, очень много детей, которых как раз приводят папы и мамы. И меня это очень радует. И очень много молодежи. Мне кажется, что человек именно в молодом возрасте оказывается перед фундаментальным вопросом о смысле жизни. Можно найти ответы в искусстве, можно найти ответы в греческой философии, но правильный прямой ответ на вопросы «Для чего мы живем? Для чего мы страдаем, радуемся, любим? Для чего мы в конце концов умрем?» дает Церковь. Поэтому нет ничего удивительного, что молодые люди, несмотря на всю окружающую их пропаганду греха, пропаганду негативного отношения к Церкви, тем не менее приходят в храм. Это можно только приветствовать. И придя в храм, молодые люди видят других таких же молодых людей. Это прекрасно.
- Много ли детей из религиозных семей ходят в церковь и остаются среди прихожан, когда вырастают?
- В юности мы все проходим через момент отрицания. Мы должны отринуть старые ценности, противопоставить себя миру старших, миру родителей. И в конце концов, как правило, мы приходим к тому, чему нас учили. В религиозных семьях и в семьях священнослужителей всё так же сложно. Подростковый возраст - возраст кризисный. Очень мало гармоничных людей, которые могут пройти этот возраст без потерь, без ошибок. Таких людей единицы. Общий путь - это путь поиска, путь набивания шишек, но это и путь взросления и поумнения.
- Отец Михаил, сегодня в Европе, в частности, в Германии и Австрии, пасторов и католических священников мало, приходы объединяют и выделяют только одного священника на несколько поселений. Как обстоят дела в России?
- Мне трудно всегда комментировать то, что происходит в других странах, поскольку взгляд со стороны касается лишь некоторых сторон проблемы. Но действительно, в Европе даже православные пастыри имеют еще и светскую работу: работают на преподавательских должностях или, к примеру, водителями грузовиков. Это совершенно нормально. Но в России действительность такова, что священник востребован. Востребован настолько, что он вряд ли может себе позволить отвлекаться еще на что-либо. Священник у нас работает двадцать четыре часа в сутки. А еще лучше, если он работает двадцать пять или двадцать шесть часов. Служение священника поэтому и называется служением, а не работой. Это - то занятие, которое не регламентировано по времени. О деревенских приходах мне говорить трудно, но в городе священник востребован. Вокруг нас очень много людей, которые нуждаются в том, чтобы к ним пришел священник. Например, если они не могут выйти из дома. Другие находятся в местах заключения, в больницах, различных кризисных ситуациях. Ко всем священник должен прийти.
- Что можно сказать об иностранцах в жизни церкви? Есть ли они? Приезжают ли к нам?
- Вы знаете этимологию слова «немец»? Немой человек. Раньше в России были голландские «немцы», испанские «немцы». Все они были «немыми», не нашими. Но для нашей церкви все люди совершенно наши, независимо от происхождения и штампа в паспорте. У нас есть прихожане из смешанных семей. Я венчал несколько смешанных пар. Швед, итальянец, кто-то еще, уже даже и не вспомню. Есть люди, которые действительно оказались нашими прихожанами, жителями нашего микрорайона в связи с миграционными процессами, но мы никогда не делим людей на немых и словесных. Все они наши.
- Ведет ли православная церковь миссионерскую деятельность? Есть ли у молодых священников возможность и желание уехать за границу? Если есть, то куда?
- Церковь - миссионерская по своей природе, потому что когда-то Господь сказал своим ученикам: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа». И вот эту миссию мы несем уже не тем, что едем в удаленные страны и ищем племена, которые не знакомы с Евангелием, хотя существуют и такие, а тем, что просвещаем наших зачастую дремучих, к сожалению, соотечественников, наших сограждан. В нашем приходе, как во всяком приходе Санкт-Петербургской епархии, есть те, кто отвечает за миссионерскую работу. В том числе, с молодежью, с военнослужащими. У нас есть молодежный лекторий, молодежный клуб, футбольная команда, клуб любителей рыбалки, клуб единоборств. Кстати, сейчас молодые люди, которые заканчивают Духовную семинарию, получают распределение. Иногда они сами просятся куда-нибудь подальше, на Сахалин или в Якутию, ведь везде, где есть православные русские прихожане, должен быть священник.
- На Западе многие из тех, кто обучается теологии, не верят в Бога. Почему так происходит?
- Если меня спросят о сомнениях в вере, я скажу такую простую вещь: сомнения бывают двух видов. Первый вид сомнения возникает оттого, что мы о чем-то мало знаем. Это хорошее сомнение. Нам нужно углублять свои знания, и эти сомнения постепенно будут уходить. Другие сомнения - вредные для души. Это сомнения неверия. Человек существует на грани двух миров - мира божественного и человеческого, мира святых и мира греха. Нет ничего удивительного, что сомнения в вере и в существовании Бога могут посещать человека. Но если сомнения обусловлены не недостатком знания, а влиянием греховной человеческой природы, то эти сомнения мы просто прогоняем. Но человек - не константа, он - величина непостоянная. То, что у человека могут быть сомнения, это совершенно нормально. Сомнения, как и все трудности, все искушения, человек призван преодолевать. Это правильное, верное решение. Хотя человек может оступиться и упасть во всех сферах своего бытия, это так.
- В Православной церкви есть место для дискуссий?
- Православная церковь - это место спасения. И на этом пути мы можем дискутировать, общаться и говорить обо всем.
- Православная церковь либеральна? Если да, то в чем?
- Слово «либеральный» в современном контексте значит определенные вещи, которые вряд ли можно приложить к учению Церкви. Церковь есть пространство свободы, ибо верить, любить Бога, приходить к Нему, можно только свободно. Свобода - абсолютное условие нашего спасения, нашего духовного роста. Но это не свобода во имя свободы.
- Кстати, к вопросу о свободе. Какова роль социальных сетей в жизни церкви? Есть ли, например, у вашего прихода веб-страница? Аккаунт в какой-либо соцсети?
- У нас есть группа во «Вконтакте», есть группа у нашего молодежного клуба. Есть группа футбольного детского клуба. Но прежде всего, нам необходимы живые люди. Расхожая картинка: сидят в кафе пятнадцать человек - молодых людей и девушек. У каждого в руке телефон. Все в них уткнулись, никто ни с кем не общается. Это проблема - человек уходит в виртуальную жизнь, особо не заботясь о реальной. Если мы устроим жизнь виртуальную, нормальная жизнь будет неустроенной. Пройдет ли по мере взросления увлечение компьютерами и гаджетами? К сожалению, компьютерная зависимость распространяется на людей не только молодого поколения, но и старшего. Есть масса семейных людей, у которых дети не кормлены, не устроена жена, а они сидят и играют в «танчики». Это большая проблема. Но это проблема зависимостей вообще. В современном мире различные зависимости растут, как грибы после хорошего летнего дождя. У Интернета есть и манипулятивная функция. Интернет - альтернатива телевизору. По уровню влияния телевизор пока лидирует, он рассчитан на старшее поколение. Но по мере того как новое поколение, выросшее среди компьютеров, будет взрослеть, а предыдущее уходить, Интернет будет становиться все более важным средством пропаганды и влияния. Кто владеет информацией, кто владеет Интернетом, будет владеть миром. Мы часто слышим о том, что молодые люди совершившие правонарушение, снимают это на свои телефоны, а потом удивляются, что их привлекают к ответственности. Жизнь действительно становится прозрачной. Отчасти это хорошо, потому что она и так всегда открыта для Господа Бога. Но как было хорошо, когда не было телефона даже дома, и чтобы встретиться с друзьями, нужно было идти на улицу звонить. Какое было прекрасное время.
- Как вы думаете, можно ли будет в будущем вести службы через веб-трансляцию? В формате 3D? С ощущением полного погружения?
- Компьютерные технологии развиваются очень быстро: то, что вчера казалось научной фантастикой, завтра становится абсолютной реальностью. Мне бы хотелось остаться в реальном мире. Но Интернет дает нам совершенно потрясающие возможности, например, для обучения и саморазвития. У меня вышло несколько книг. И с помощью Интернета писать и распространять книги намного легче. Но где новые Львы Толстые и Достоевские? Оказывается, что компьютер - это еще не всё. Нужен человек, который сидит за компьютером и им управляет.
Лана ВЛАДИМИРОВА,
интернет-журнал «Интересант»