Чубайс наверняка сейчас тихо радуется. Почти тридцать лет спустя после чековой приватизации его любимое слово «ваучер» снова входит в обиход. Теперь - с подачи «Аэрофлота». Эта авиакомпания, находящаяся под контролем государства, публично заявила о фактическом отказе возвращать пассажирам отмененных рейсов деньги за билеты. И предложила им взамен ваучеры на ту же сумму.
Вы помните, как Чубайс обещал, что на ваучер можно будет купить две «Волги»? А потом народ менял ваучеры на два «Сникерса» и бутылку водки - как раз хватало по номиналу с учетом инфляции. Но это было хоть что-то в те сложные времена. Так что низкий поклон Анатолию Борисовичу за его ваучеры! Он, единственный в российской истории, раздал народу «вертолетные деньги». Как смог, конечно.
С ваучерами «Аэрофлота» всё гораздо печальнее. Оплатить ими можно будет только авиабилеты, причем авиабилеты только самого «Аэрофлота». Срок действия ваучеров - три года. «Это же очень выгодно!» - утверждают в авиакомпании. На самом деле - нет.
Во-первых, удерживая деньги клиентов и выдавая вместо них бумажки, «Аэрофлот» будет фактически безвозмездно пользоваться средствами физических лиц на протяжении длительного времени. Это - как банковский вклад с нулевой ставкой. Для банка - супер, для клиента (с учетом инфляции) - только потери.
Во-вторых, ваучером, выданным на сумму возврата, явно не удастся оплатить полную стоимость будущего перелета. Нельзя предсказать, какими будут цены на международные рейсы после открытия границ, но в последний месяц даже цены на внутренние перелеты скакнули в 2 - 2,5 раза. К тому же курс евро изменился не в лучшую для рубля сторону. Так что обладателям ваучеров придется заплатить дважды за одну услугу: сначала они приобрели билет - на рейс, который не состоялся, а потом будут вынуждены делать доплату к ваучеру за новый билет.
В-третьих, всё это абсолютно незаконно. В соответствии с действующим законодательством, авиакомпания в случае отмены рейса обязана в течение 10 дней вернуть пассажиру именно деньги - а никакие не ваучеры. Другой вариант не предусмотрен. Пока не предусмотрен.
«Аэрофлот» предпринимает сейчас колоссальные усилия, чтобы так или иначе узаконить идею ваучеров. Гендиректор авиакомпании Виталий Савельев обратился к президенту РСПП Александру Шохину с просьбой посодействовать в принятии нормативного акта, который бы позволил «не осуществлять вынужденные возвраты средств пассажирам за билеты в денежной форме». При этом идут ссылки на зарубежный опыт - дескать, многие западные компании уже выдают ваучеры вместо денег, а почему нам нельзя?
В этих словах есть большая доля лукавства. Потому что вдобавок к ваучерам львиная доля иностранных авиаперевозчиков перечисляет пассажирам отмененных рейсов «извинительные» денежные компенсации. Они небольшие - 50 - 70 евро, но это подчеркивает уважение к клиентам. И главное - в большинстве случаев ваучер можно будет обменять на билет по тому же маршруту, который планировался изначально, без всяких доплат.
«Аэрофлот» заявляет, что готов будет предоставить дополнительную 15-процентную скидку вдобавок к ваучеру при покупке нового билета, но это опять же - только слова: где гарантии, что через год скидка будет действовать на все рейсы, а не на ограниченный список маршрутов? И где гарантии, что ваучеры можно будет использовать в любой период, а не только, к примеру, в низкий сезон? Ведь правила можно изменить, и у нас в стране полным-полно любителей это делать.
Победу Виталия Савельева над клиентами «Аэрофлота» наверняка с нетерпением ждут и другие авиакомпании - «Интересант» еще в конце марта писал, что S7 вместо денег за возврат билетов пыталась навязать клиентам некий сертификат со сроком действия 1 год, «Уральские авиалинии» предлагали бонусы, лишь бы не платить, «Победа» - «вернула» деньги в виртуальный личный кабинет клиента, снять их оттуда, разумеется, было невозможно. Если «большому брату» разрешат напечатать ваучеры, то и «младшие», вероятно, поступят так же.
В общем, нельзя исключать, что уже к лету у каждого несостоявшегося пассажиры будет свой ваучер. Но юристы советуют клиентам авиакомпаний не соглашаться на эту схему и как можно скорее обращаться в суд с требованием возврата именно «живых» денег. После того как ваучеры будут узаконены (а сомневаться в этом, к сожалению, не приходится), шансы на возврат станут практически нулевыми.
Понятно, что авиаперевозчики испытывают сейчас большие сложности. Но не только им тяжело. Однако рестораны (еще одна пострадавшая отрасль) не кормят же своих клиентов ваучерами, хотя это, наверное, было бы выгодно. Заказывает клиент себе ужин на дом, оплачивает его онлайн, а курьер оставляет под дверью ваучер вместо еды. Приятного, так сказать, аппетита! И владелец магазина одежды, закрытого на период самоизоляции, не посылает в ФНС и ПФС ваучеры вместо налогов и взносов.
Поведение «Аэрофлота» в стиле «Вы нам деньги - мы вам ваучеры» тем более непонятно с учетом того, что президент Путин распорядился выделить отечественным авиаперевозчикам 23 миллиарда рублей. Эксперты предполагают, что практически вся эта сумма достанется «Аэрофлоту» и ее при разумном расходовании хватит на полтора - два месяца.
Что значит «разумное расходование»? Это, в первую очередь, резкое сокращение издержек. СМИ со ссылкой на профсоюз летного состава сообщали, что часть пилотов в связи с отменой рейсов планируется отправить в простой, их доходы могут упасть примерно в 10 раз. Ну, это объяснимо - на дворе же кризис. А вот топ-менеджеры «Аэрофлота» приняли «мужественное» решение сократить свои оклады меньше чем в 2 раза - всего на 40 процентов. При этом в 2016 году (более поздние данные не раскрываются) Виталий Савельев и восемь его заместителей заработали с учетом премий 599 миллионов рублей.
Мы, конечно, не призываем выдавать топ-менеджерам «Аэрофлота» ваучеры вместо зарплат и премий - так, чтобы они могли обменять их на рубли через год, а лучше через три, и потеряли на инфляции, - но, думаем, что многие клиенты авиакомпании, которые сейчас, в нарушение закона, не могут сделать возврат своих денег, уплаченных за билеты на отмененные рейсы, двумя руками поддержали бы такую инициативу.
Алексей НИКОЛАЕВ,
Николай ПЕЧЕРНИКОВ,
интернет-журнал «Интересант»