Очередной случай школьной поножовщины, произошедший в среду в Стерлитамаке, показал, что никаких выводов из предыдущих трагедий не сделано. Причем в этот раз и школьники, и учителя, и родители знали не только о том, что нападение случится, - знали даже его дату. Мальчик Артем за два дня предупредил всех в соцсетях о своих намерениях, в переписке с целым рядом одноклассников просил их не приходить 18 апреля на занятия, если они не хотят пострадать, а до этого целый год публично высказывал намерение повторить в своей школе бойню, которая была устроена в американском «Колумбайне».
«Ненавижу общество, это они сделали меня таким, и должны поплатиться за это, - писал Артем одному из своих приятелей прошлым летом. - Хочу увидеть крики, слезы и страх. Хочу, чтобы они кричали о пощаде. А я им скажу: «Нет, вы этого заслуживаете», и улыбнусь».
В другой переписке школьник с маниакальным предвкушением рассказывал, как зарежет учительницу и оставит без матери ее маленького ребенка.
В общем, то, что Артем придет убивать, ни для кого не было тайной. Конечно, в другой ситуации к словам подростка могли отнестись как к пустой браваде, но с учетом целой серии нападений на школы они должны были вызвать настороженность.
Но всё опять повторилось как всегда. Артем спокойно прошел через пост охраны с двумя ножами и бутылкой бензина, поднялся в класс, ранил учительницу, одноклассницу, облил класс бензином и поджег его, а потом попытался совершить суицид. Одна из девочек, пытаясь спастись от обезумевшего Артема, выпрыгнула из окна. Итог: четверо, включая самого нападавшего, в реанимации.
Самара, Улан-Удэ, Пермь, Челябинская область, Москва, Московская область. География школьных ЧП - вся страна. И во всех случаях беду можно было предотвратить. Если бы кто-то системно занимался этой проблемой. Именно системно, а не в пожарном порядке.
К сожалению, Министерство образования и науки за полгода с начала эпидемии школьных поножовщин не выработало и не направило на места четких рекомендаций, как предотвращать подобные происшествия. Директора школ и учителя в итоге действуют по наитию. Результат - налицо.
Да, сейчас можно винить и классного руководителя, и директора стерлитамакской школы, где в коррекционном классе учился Артем. Но все-таки после целого ряда подобных ЧП правильнее задавать вопросы не стрелочникам, а главному человеку, отвечающему за все школы страны, - министру образования и науки Ольге Васильевой.
Но Ольге Юрьевне - не до Стерлитамака.
Весь вчерашний день она провела на Московском международном салоне образования. Там, в частности, обсуждался такой важный вопрос, как повышение финансовой грамотности младших школьников. А еще прозвучало заявление о важности взаимодействия с ЮНЕСКО.
«Наша страна полностью разделяет идеи мира и безопасности, которые являются основополагающими для ЮНЕСКО, - сказала Васильева в своем выступлении на Образовательном салоне. - Сегодня мир остро нуждается в созидательной и объединительной повестке, которая основана на балансе интересов и учете культурного разнообразия».
Казалось бы, где Васильева и где ЮНЕСКО, но факт остается фактом: в день, когда четыре человека в Стерлитамаке оказались в реанимации, госпожа министр говорила о мире во всем мире.
Ну а когда вопрос о случившемся все-таки прозвучал - пусть и в кулуарах форума, Ольга Юрьевна недвусмысленно дала понять, что ей неприятно говорить на эту тему.
«Я хочу попросить всех вас, господа журналисты, как можно меньше нагнетать эту ситуацию, - сказала Васильева. - Произошла трагедия, очень большая. Трагедия, которая требует разбирательства. Вначале нам нужно всё это обсудить».
А что тут, собственно, обсуждать-то? То, что Минобрнауки за полгода не смогло решить элементарный вопрос с единым стандартом охраны учебных заведений? То, что в министерском руководстве полно пиарщиков, но нет специалистов по детской психологии, а важнейший департамент госполитики в сфере воспитания детей и молодежи возглавляет бывший руководитель Ассоциации защиты информационных прав инвесторов? То, что министру больше нравятся симпозиумы, форумы, салоны, чем кропотливая работа по профилактике следующих школьных ЧП?
Кстати, когда произошла трагедия в Перми - школьник вбежал в класс с топором, тяжело ранил учительницу и своих одноклассников, Ольга Васильева тоже должна была участвовать в большом и не очень профильном мероприятии - Гайдаровском форуме. Ее выступления ждали на деловом завтраке на тему… инвестиций в «общественное здоровье». Но премьер-министр Дмитрий Медведев приказал Васильевой срочно вылететь на место происшествия.
«Должны быть сделаны выводы. И конечно, работа будет идти аналитическая и практическая очень большая», - сказала она тогда по итогам поездки. Где она, эта работа? Каковы ее результаты?
Ну и вот этот замечательный а-ля советский пассаж: «не надо нагнетать». У нас тут, типа, Образовательный салон, а вы своими вопросами про Стерлитамак настроение портите.
Госпоже Васильевой, прежде чем советовать журналистам попридержать язык, стоит навести порядок в своем ведомстве и подведомственных учреждениях. И понять, что на дворе не 80-е годы XX века, а несколько другая эпоха. А то складывается впечатление, что министр образования и науки живет в былых реалиях, даже не понимая, что они давно канули в Лету.
И конечно, очередной случай школьной резни наверняка не остался незамеченным на самом верху. В досье на Ольгу Васильеву стопроцентно появился еще один «минус». Сколько этих «минусов» уже накопилось, доподлинно не знает, наверное, даже сама Ольга Юрьевна, но, думается, их должно хватить для принятия давно назревшего решения об отставке министра образования и науки.
Новый кабинет будет сформирован сразу после инаугурации президента, которая состоится 7 мая. И политологи выражают большие сомнения по поводу того, что Васильевой удастся сохранить свой пост.
Николай ПЕЧЕРНИКОВ,
интернет-журнал «Интересант»