Владимир Путин на сегодняшнем совещании выразил крайнее недовольство длительным сбоем сайта Госуслуг. И как минимум два человека в «Ростелекоме», который отвечает за работу этого портала, - глава компании Михаил Осеевский и его первый заместитель Владимир Кириенко (сын Сергея Владиленовича) - наверняка вздрогнули при этих словах президента.
«Важно, чтобы все мероприятия, которые мы планируем, вовремя и в полном объеме осуществлялись, - сказал Путин. - 11 мая я предложил целый набор мер, связанных с поддержкой и граждан, наших людей, и бизнеса. На следующий день поступило свыше миллиона заявок на портал Госуслуг от людей, которые рассчитывают получить единовременную помощь в размере десяти тысяч рублей на каждого ребенка в семье до 15 лет включительно. И портал Госуслуг не справился с этим объемом обращений».
Официальный интернет-портал государственных услуг находится в сфере ведения Минкомсвязи. А разработку, развитие и техническое функционирование сайта обеспечивает «Ростелеком». И нынешний провал - когда «Госуслуги» были недоступны по нескольку часов на протяжении двух дней - 11 и 12 мая - можно вопринимать как личный провал Осеевского и Кириенко-младшего.
Путин редко напрямую называет ответственных за провалы по именам - такие случаи за двадцать лет можно пересчитать по пальцам. Но это не означает, что президент не знает этих имен.
В скандальной истории с сайтом Госуслуг незавидное положение топ-менеджмента «Ростелекома» дополнительно усугубляет тот факт, что сбой получил широкое обсуждение в обществе и способствовал подрыву авторитета верховной власти. Президент лично пообещал доплаты на детей, а граждане зашли на «Госуслуги» оформить заявление и дружно увидели надпись «Не работает». И это - в то время, когда социальное напряжение зашкаливает, и для вспышки народного гнева достаточно одной искры.
Впрочем, вряд ли это осознанное вредительство. В случае с «Ростелекомом» речь скорее может идти о разгильдяйстве. Правда, разгильдяйстве «в особо крупных размерах».
Компания, которой руководят Осеевский и Кириенко, а далее по цепочке - 100-процентная дочка «Ростелекома» - «РТ Лабс», которая непосредственно занимается сайтом Госуслуг, получают сотни миллионов рублей от Минкомсвязи на стабильное функционирование сайта Госуслуг. «Интересант» писал, что последний подобный контракт на сравнительно «небольшую» сумму 52 миллиона рублей был заключен накануне объявления карантина - 17 марта 2020 года.
На что же были израсходованы эти деньги, если при мало-мальски увеличившейся нагрузке портал, который называли флагманом цифровизации, рухнул интерфейсом в грязь?
На самом деле «Госуслуги» часто сбоили и раньше, просто это не доходило до президентского уровня. Аналогичные проблемы возникают и со многими другими государственными ресурсами. Росреестр, ставший притчей во языцех, ЕГРЮЛ на сайте ФНС, периодически выключающийся на выходные дни. Выстроена целая потемкинская интернет-деревня, которую с гордостью демонстрируют руководителям государства, а граждане постоянно сталкиваются с дурно сделанными, громоздкими, неудобными в использовании или «временно не работающими» порталами.
«Знаю, что сейчас коллеги из Министерства связи работу сайта Госуслуг наладили, но прошу вас обратить на это внимание, так же как и на другие вопросы подобного рода», - предупредил Владимир Путин участников сегодняшнего совещания.
Впрочем, и после взбучки, которую устроил президент, на Официальном интернет-портале государственных услуг осталась висеть табличка (мы увидели ее в 18.00): «Внимание! Услуги сервиса могут быть недоступны. Приносим извинения и просим подождать, скоро мы всё исправим».
«Скоро» - это третий день, между прочим. Наверное, надо просто попросить топ-менеджмент «Ростелекома» немедленно вернуть все вложенные государством деньги, и тогда - вот увидите! - на портале Госуслуг всё сразу станет «доступно».
Алексей НИКОЛАЕВ,
Виктор ИВАНЦОВ,
интернет-журнал «Интересант»