Страна дождалась начала железнодорожного сообщения с Крымским полуостровом. Из Петербурга в Севастополь в понедельник, 23 декабря, стартовал первый поезд. Его запуск был обставлен величественным пиаром. Правда, не обошлось без ложки дегтя. Как случайно сообщила в прямом эфире корреспондент государственного телеканала «Россия-24», даже на этот - исторический! - поезд были проданы не все места. На этом фоне бравурные отчеты о 57 тысячах реализованных билетов на ближайшие рейсы вызывают, мягко говоря, сомнение. Впрочем, есть и гораздо более серьезные вопросы к организации крымских перевозок.
Юридический лабиринт
Дело в том, что эти перевозки осуществляет вовсе не РЖД в лице дочерней компании «Федеральная пассажирская компания», которой подведомственны российские поезда дальнего следования. И даже не стоящая особняком, но все же государственная «Крымская железная дорога». Официальный оператор поездов в Крым - частная компания «Гранд Сервис Экспресс», много лет занимающаяся перевозками из Москвы в Петербург люксовым поездом №№ 53/54 «Гранд Экспресс».
Состав ее акционеров на данный момент засекречен. Но по данным СПАРК на конец августа 2019 года, совладельцами АО «Транспортная компания «ГСЭ» выступали офшорные компании Sorena Investments Limited («Сорена Инвестменс Лимитед», Кипр, 50 процентов акционерного капитала) и Piper Participation Corp («Пайпер Партисипейшн Корп.», Британские Виргинские острова, 50 процентов акционерного капитала).
По крайней мере, до мая этого года компанию Sorena Investments Limited связывали с бизнесменом Михаилом Рабиновичем, который в свою очередь считался бизнес-партнером бывшего директора РЖД Владимира Якунина, хотя сам Якунин это официально отрицал. Рабиновича ранее называли и бенефециаром всего проекта «Гранд Сервис Экспресс», однако в преддверии крымских перевозок он якобы уступил место другим людям.
Также в СМИ сообщалось, что АО «Транспортная компания «ГСЭ» в течение 2019 года будто бы дважды сменила владельцев, однако и эти сведения недоступны. Официальные данные, указанные в ЕГРЮЛ, на данный момент таковы: генеральным директором компании числится Александр Ганов, бывший первый вице-губернатор Тамбовской области, а ранее - министр инвестиций и инноваций в правительстве Московской области. Единственным открытым учредителем АО «Транспортная компания «ГСЭ» с мизерной долей 0,2 процента акций является ООО «Желдорконсалтинг». Которая в свою очередь учреждена тремя иностранными юрлицами: «Зинагори лимитед» (Кипр), «Синерджи инвест корп.» (Британские Виргинские острова) и «Волтаро трейдинг лимитед» (Кипр). Но основные держатели акций АО ТК «ГСЭ», повторимся, остаются в тени.
Таков финансовый портрет у дела государственной важности, каким, несомненно, является организация железнодорожного сообщения с Крымом.
Кто купит билет на поезд за 44 тысячи рублей?
Вся эта секретность и «заофшоренность», вероятно, вызваны опасением санкций. В отношении РЖД американские и европейские санкции не вводились, и участие государственной компании в крымских перевозках могло привести для нее к негативным последствиям. Но наивно, конечно, думать, что Запад не вычислит, кто на самом деле стоит за «Гранд Сервис Экспресс». Тогда зачем такие сложности?
Может, в этом есть коммерческий резон? На данную мысль наводит схема продажи билетов на крымские поезда. На сайте РЖД их не купить - там потенциальных пассажиров встречает ссылка, ведущая на сайт «Гранд Сервис Экспресса». Объяснения, что между РЖД и ГСЭ нет договора, позволяющего наладить продажу билетов не через колено, несостоятельны - ведь ничто не мешает тому же сайту РЖД торговать по договору билетами на пресловутый «чужой» люкс №№ 53/54 Санкт-Петербург - Москва.
И вот что в результате. Билеты на сайте частного перевозчика продаются без привычных для пассажиров льгот - у частного оператора своя политика, не предусматривающая (пока?) привычных скидок, например, для организованных групп школьников или обладателей военных проездных документов. Правда, тарифы в плацкартные вагоны регулируются государством, как и на всех направлениях. А после государство выплачивает субсидии, покрывая оператору гипотетические потери в доходах. Зато нет потолка ценам за проезд в купе и СВ. Сейчас, в межсезонье, уехать из Петербурга в Севастополь в плацкарте можно за 3 650 - 4 525 рублей и в купе - за 5 136 - 7 411 рублей. Стоимость пути из Москвы в Симферополь составляет в купе от 3 516 до 6 113 рублей и 11 759 рублей в СВ.
К лету цены, конечно, подрастут. Но высокого ценника перевозчику хочется уже сейчас. И вот - новость: в схеме состава поезда №№ 8/7 на 3 января появился и не анонсированный ранее мягкий вагон «люкс» с говорящим номером «00». Стоимость проезда в нем из Севастополя в Петербург в купе класса «Гранд Империал» составляет (задержите дыхание!) 44 365 рублей.
Севастополь подождет Москву до лета?
Все поезда, следующие в Крым, почему-то получили фирменное название «Таврия». Хотя оно в какой-то степени применимо к Крыму, но всё же более ассоциируется с территорией бывшего Дикого поля - в отличие от той же «Тавриды». Но это - лирика. Проза состоит в том, что из озвученных ранее десяти круглогодичных поездов в Крым пока будут работать лишь две нитки.
Как известно, 23 декабря отправился в путь поезд №№ 7/8 Санкт-Петербург - Севастополь, 24 декабря отбудет с перрона поезд №№ 27/28 Москва - Симферополь. Объявлено, что они будут ежедневными. Но на самом деле уже с 17 января «семерка» будет курсировать только лишь через день. Более того: выяснилось, что у проходящего через Москву «питерского» поезда нет остановки… в Москве. Только техническая, не предусматривающая посадки-высадки пассажиров. Дескать, очень плотно в столице с трафиком, не смогли воткнуть первый крымский состав ни на какой из московских вокзалов, извините.
В результате без прямого железнодорожного сообщения со столицей остались весьма обидчивые и требовательные к своему статусу жители Севастополя. Вопрос решили бы несколько прицепных вагонов к симферопольскому составу, но нельзя: поезд №№ 27/28 является двухэтажным. А двухэтажные вагоны, хоть физически и проходят в многочисленных тоннелях XIX века, расположенных на участке Симферополь - Севастополь, но якобы не могут быть допущены к курсированию с пассажирами из-за проблем с безопасностью: слишком низко висит в тоннелях контактный провод.
Из-за севастопольского казуса незадолго до запуска железнодорожного сообщения поднялась шумиха. Врио губернатора города Михаил Развожаев поспешил успокоить население в своем «Инстаграме»: «Вчера я пригласил директора транспортной компании «Гранд Сервис Экспресс» Александра Ганова приехать в Севастополь, чтобы обсудить, когда сможем запустить движение до Москвы. Удалось договориться, что весной следующего года регулярный поезд будет ходить из нашего города в столицу». Отличный предмет манипуляции: поезд №№ 91/92 Москва - Севастополь и безо всякого губернаторского радения запланирован с нового летнего сезона. Но ходить он будет только через день, так как сидит на одной нитке с поездом №№ 73/74 Москва - Евпатория. И пока ничто не свидетельствует о том, что железнодорожным графистам удастся выделить севастопольскому составу индивидуальное расписание…
В Керчи забыли построить вокзал
…Впрочем, равно как и многим другим составам. Вообще, новость про 10 поездов в Крым оказались большим лукавством. По сути, самостоятельные графики есть только у четырех составов - помимо «основных» 7/8 и 27/28, которые запустили в декабре, это поезда №№ 25/26 Кисловодск - Симферополь и №№ 63/64 Москва - Феодосия. Спаренными расписаниями проследуют маршруты №№ 73/74 и №№ 91/92 Москва - Евпатория и Севастополь, №№ 39/40 и №№ 67/68 Санкт-Петербург - Евпатория и Феодосия, а также №№ 51/52 и №№ 141/142 Мурманск и Екатеринбург - Симферополь.
Про последний поезд - отдельный разговор. В прежние годы он курсировал круглогодично, соединяя с Крымом не только столицу Урала, но и Челябинск, Уфу, Самару, Саратов, Волгоград. Теперь же этот поезд будет ходить зимой два раза в неделю, а летом - через день. И не через волжские города-миллионники, а через Пензу и Саранск. Кому пришло в голову обрезать востребованные транспортные потоки и зачем?
И форменным безобразием необходимо признать то, что крымские поезда проедут мимо… Керчи. Мимо которой географически нельзя промахнуться при следовании составов через Крымский мост. Но «Гранд Сервис Экспрессу», как оказалось, и такая задача по плечу.
Как выяснилось, несмотря на все реляции насчет опережения графика ударной стройки, в этом городе-герое просто не успели построить новый вокзал. А старый теперь находится в стороне от основного пути. И буквально в последний момент в расписании поездов появилась остановка на станции Багерово, что находится в 15 километрах от Керчи. Как говорится, и за это спасибо.
Можно было бы вдоволь посмеяться над горе-кампанейщиками, если бы не тоска-печаль пассажиров, которые при наличии прямого поезда вынуждены будут добираться в один из крупнейших крымских городов на перекладных. И если бы запуск крымских поездов не был вопросом чести для всей страны.
Константин КАЮКОВ,
интернет-журнал «Интересант»