На Второй сцене Мариинского театра вечером 23 октября прошла премьера фильма, о котором все говорили целый год. Вернее, показ «Матильды» Алексея Учителя обещал быть пафосным, ожидалась «вся петербургская знать», но в реальности места в зале заняли «випы» средней и мелкой величины. Оно, вероятно, и к лучшему: фильм оказался дутым пузырем. Посмотреть пародию на российскую историю собралась пародия на петербургскую знать.
На входе в Мариинку-2 к семи часам вечера столпилась уйма народу - как писал «Интересант», на церемонию были приглашены больше 1000 человек: важные господа и дамы в каменьях, оставившие верхнюю одежду в припаркованных авто, дрожали от холода перед металлоискателями, через которые фильтровали гостей секьюрити.
В качестве компенсации в холле гостям была предоставлена возможность согреться бесплатным спиртным. А вот закуску надо было покупать уже на свои. Забегая вперед, скажем, что настоящее гастрономическое раздолье наступило позже - но только для избранных, допущенных к банкету после показа фильма.
Кстати, среди гостей был большой спец по части еды - петербургский ресторатор Леонид Гарбар (Stroganoff Steak House, «Русская рюмочная № 1»). Еще мы заметили мультипликатора, лауреата американской премии «Оскар» Константина Бронзита и артиста Андрея Урганта, отца известного телеведущего Ивана Урганта, который сейчас является рекламным лицом «Тинькофф-банка». Был и сам Олег Тиньков, правда, с журналистами он общаться почему-то не возжелал - вероятно, опасаясь вопросов о своем конфликте с целым рядом топ-блогеров. Пришел Друзь, что неудивительно, - он ходит на все подобные тусовки. Как и бывший пиарщик «Мегафона», приколист-матерщинник Александр Цыпкин, называющий себя писателем. В толпе мы также разглядели гендиректора продюсерского центра RusGroup Дмитрия Лютого, бывшего мужа Аллочки Довлатовой, если кто такую сейчас помнит. Колоритный «лицедей» Анвар Либабов с удовольствием позировал фотографам на фоне огромного баннера с надписью «Матильда». Радостно улыбался адвокат Учителя, бывший сенатор Константин Добрынин. Немножко белой вороной в такой компании смотрелся уважаемый балетмейстер Борис Эйфман.
Представители власти или не пришли, или успешно спрятались от глаз журналистов. Точно были: депутат Госдумы от Петербурга Елена Драпеко и депутат ЗакСа, председатель комиссии по образованию, культуре и науке Максим Резник. Коллеги увидели среди «випов» Алексея Кудрина, но может, они его с кем-то перепутали. С Ургантом, например.
За Смольный отдувались вице-губернаторы Александр Говорунов и Владимир Кириллов: губернатор Полтавченко не почтил вечер своим присутствием, хотя в титрах фильма ему адресованы слова благодарности.
Алексей Учитель с сожалением отметил, что Валерию Гергиеву не позволил быть на премьере гастрольный график. «Интересант» писал, что присутствие или отсутствие Гергиева можно считать определенным знаком того, как на самом деле относится к «Матильде» высшее руководство страны, к которому Валерий Абисалович весьма близок.
Съемки в Ирландии отвлекли от продвижения «Матильды» и одну из звезд картины, Данилу Козловского, который, впрочем, записал приветственный ролик для зрителей.
«Я рад, что в стране возобладал здравый смысл», - с удовлетворением отметил перед началом показа Учитель, намекая на треволнения, которыми сопровождалась подготовка ленты к прокату. Но, видимо, в этом оказались не уверены исполнители главных ролей Ларс Айдингер и Михалина Ольшанска, которые, как сообщил со сцены режиссер, побоялись приехать на премьеру из-за угроз. Они последовали примеру Козловского - обошлись видеопосланиями. «Мое сердце разрывается из-за того, что я не с вами», - поделился горем Айдингер, чье спорное кинематографическое прошлое вытащила на белый свет тщетно пытавшаяся запретить картину Наталья Поклонская.
Кстати, Поклонская абсолютно напрасно отказывалась посмотреть «Матильду». Иначе, вероятно, пожалела бы свои силы, положенные на алтарь дома Романовых. Защищать императора было не от чего. И дело не в идеологии и не в религии. Картина про высочайшую интрижку, которая то ли была, то ли нет, оказалась, на наш взгляд, настолько пустой, нелепой и беспомощной, что как ее ни хули - всё равно получится комплимент. Просто диву даешься, как у известного режиссера вышло такое слабое кино. Подтасовка исторических фактов (чего стоит одно крушение императорского поезда, состоявшееся на самом деле за два года до начала общения цесаревича Николая и Матильды) дополняется сценарными прорехами (только в финальной для героя Козловского, офицера Воронцова, сцены мы из его скороговорки узнаем, отчего тот так страстно преследовал Кшесинскую) и прорехами в логике, простительными для отечественного телесериального ширпотреба, но никак не для произведения именитого мастера, коим Учитель, несомненно, является.
А чего стоит актерская игра - вернее, ее отсутствие. Смотришь и понимаешь, что для «крупного европейского актера» Ларса Айдингера и Михалины Ольшанской с их глицериновыми страстями решение не приезжать на премьеру было абсолютно верным. Но в картине непонятно чем занимались и тот же Данила Козловский, и Григорий Добрыгин, и Евгений Миронов, и Сергей Гармаш - его Александр III выглядит просто клиническим идиотом, сентиментально обращаясь по поводу цесаревича к сомнительной балетной финтифлюшке: «Береги его». Верхом разочарования стала работа Ингеборги Дапкунайте (она присутствовала на премьере). Невозможно отделаться от ощущения, что этой актрисе всё равно, кого играть, - императрицу Марию Федоровну в «Матильде», императрицу Александру Федоровну в сериале «Григорий Р.» или российского посла в норвежском сериале «Оккупированные» (он рассказывает о… вторжении Российской армии в Норвегию). Какие бы краски не искала Дапкунайте, в итоге везде получается валютная проститутка Кисуля из «Интердевочки» - лекала-то одинаковые.
В общем, «Матильда» производит впечатление грандиозного фальшака. Профессионализм и правдивость имеют к фильму столько же отношения, сколько сама Кшесинская ко Второй сцене Мариинского театра, где нам продемонстрировали это безобразие. Всё бы ничего, мы видали фильмы и хуже. Но нездоровые страсти, которые возникли в обществе из-за картины Учителя, будут кипеть еще долго. С другой стороны, «Матильде» достался отличный промоушн. Практически задаром - особенно если вспомнить о бюджете картины в 25 миллионов долларов, значительную часть которого составили государственные средства. И в этой связи очень жаль самого Учителя - если народ, поддавшись шумихе, вдруг и впрямь валом повалит на «Матильду», а потом с середины сеанса валом повалит из зала, то этот фильм может стать фатальным для его режиссерской карьеры.
Евгений ХАКНАЗАРОВ,
интернет-журнал «Интересант»
О том, что происходило вечером 23 октября снаружи и внутри Мариинского театра, - в фоторепортаже агентства «Интерпресс»