В Петербурге - новое громкое уголовное дело. Задержан генеральный директор ОАО «Метрострой» Николай Александров. Он подозревается в крупных хищениях при строительстве Фрунзенского радиуса метро (дело возбуждено по статье 160 УК РФ - «Присвоение или растрата в особо крупном размере»). Сегодня поздно вечером суд вынес решение о заключении его под стражу. Ранее, в ноябре, был задержан и помещен под домашний арест по обвинению в мошенничестве в особо крупных размерах Евгений Целиков, бывший глава ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга». В обоих случаях поводом для расследований послужили материалы проверки, проведенной Контрольно-счетной палатой. Но объединяет их не только это.
Евгений Целиков был ближайшим соратником почетного гражданина Петербурга Феликса Кармазинова, который 30 лет стоял у руля «Водоканала», - в июне этого года он скончался. Николай Александров - сын почетного гражданина Санкт-Петербурга Вадима Александрова, который 24 года возглавлял «Метрострой». Обе компании превратились в личные, семейные империи, по уши обросли прикормленными подрядчиками, фактически шантажировали город и горожан, добиваясь бюджетного финансирования под предлогом срыва строительства метро («Метрострой») и попыток завышения тарифов на воду («Водоканал»).
Уголовное дело Николая Александрова в этом смысле очень показательно. По данным СМИ, ему и двум предпринимателям (один из них возглавляет филиал «Метростроя») вменяют заключение подложного договора госзакупки щебня для строительства станций метро «Проспект Славы», «Дунайская» и «Шушары». Сумма ущерба - 178 миллионов рублей. Средства, ушедшие со счета в ноябре 2017 года, как предполагается, были обналичены и поделены между участниками аферы. При этом всем памятны стенания руководства «Метростроя», которому якобы не хватало денег, чтобы вовремя возвести станции метро «Новокрестовская» и «Беговая» в 2018 году и Фрунзенский радиус - в 2019-м.
Вероятно, срыв сдачи трех станций перед «выборами Беглова» стал последней каплей, переполнившей чашу терпения власти, и Александровым, наконец, занялись. Точно так же по Целикову последней каплей стала его попытка поднять накануне выборов тарифы на воду - на 7 процентов для населения и на 8 процентов для бизнеса. Но в действительности сделан только первый шаг в деле наведения порядка в городских монополиях.
Данный шаг можно только приветствовать. Если у Смольного получится полностью «зачистить» «Водоканал» и «Метрострой» - это будет серьезным прорывом. Но «зачистить» - не значит рассадить на руководящие посты своих людей, которые будут строить новую империю - уже под другие «семьи». Необходимо заново выстроить бизнес-процессы, провести глобальную ревизию подрядчиков, а главное - изменить подход к формированию тарифов в «Водоканале» и расходов на строительство в «Метрострое».
«Интересант» писал, что тариф на воду в Петербурге без особых проблем может быть снижен на 15 процентов. «Водоканал» при Кармазинове - Целикове был буквально пропитан нецелевыми расходами. Одна Водная академия ценой в миллиард чего стоит! Возможностей для сокращения расходов там - масса. Но что мы видим сейчас? Буквально день назад Смольный объявил, что в 2020 году тариф на воду будет увеличен на 3 процента. Тогда какой смысл во всех этих домашних арестах? И в чем заключается политика города в отношении «Водоканала»?
Сегодня «взяли» Николая Александрова и его предполагаемых подельников. И теперь, наверное, процесс передачи «Метростроя» городу пойдет быстрее. Отец и сын Александровы, у которых - значительный пакет акций компании, наверное, возражать не станут. Но что мешало решить этот вопрос раньше - год назад, полгода назад, месяц назад?
Такое впечатление, что у Смольного, опять-таки, нет осмысленной политики в отношении «Метростроя». Все мы помним, как вице-губернатор Эдуард Батанов, словно нерешительная девушка перед загсом («выйти замуж - не выйти - нет, все-таки выйти»), то разрывал контракт с «Метростроем», то вдруг снова заключал, то опять угрожал разрывом. Непоследовательность - вот что просматривается в таком поведении. Провести допэмиссию акций и взять «Метрострой» в руки города можно было на протяжении всего этого времени.
А теперь в итоге - потерян год, метро не строится, обещания Беглова о 29-ти станциях к 2032 году, которые и так были призрачными, кажутся теперь совсем неосуществимыми. Кто будет строить? Новый гендир, которого Смольный поставит на «Метрострой»? Сколько времени у него уйдет на изменение ситуации в компании?
Еще раз подчеркнем: у города, судя по всему, нет четко прописанной политики в отношении монополий, нет продуманного плана их санации. Надо понимать, что делать дальше, после того как две «семейные» империи обрушены. Необходима дорожная карта. Кто ее будет рисовать? Батанов? Он уже «нарисовал» транспортную реформу - да так, что в городе чуть волнения не случились. Или Евгений Елин, за которым, как писал «Интересант», еще со студенческих времен, если верить слухам, закрепилось добродушное прозвище «Еле-еле»? А может, новые вице-губернаторы Валерий Пикалев и Ирина Потехина? Ну, смешно ведь…
Вот мы и подошли к ключевой проблеме - проблеме управления. Можно пересажать руководителей хоть всех городских монополий (был бы человек, а статья найдется), но надо видеть перспективу. Иначе получатся посадки ради посадок, разве не так?
Мы понимаем: особенностью Петербурга является то, что двадцать - тридцать лет назад очень многие влиятельные люди уехали отсюда в Москву и стали высокопоставленными федеральными чиновниками. А их бизнес-интересы остались здесь, на берегах Невы. И они эти интересы отстаивают, не давая увольнять своих протеже, занимающих различные должности во всех сферах экономики. Во многом поэтому и экономика в Петербурге такая - маленькая, дефектная, турбулентная. Но всё равно ключи от дверей, блокирующих нормальное развитие города, - у Смольного, в данный момент - у Беглова.
И последнее - то, о чем «Интересант» тоже неоднократно писал. Вадим Александров должен быть лишен звания почетного гражданина Санкт-Петербурга. Это будет справедливо. Покойному Феликсу Кармазинову - также обладателю этого звания - теперь лишь Бог судья.
Алексей НИКОЛАЕВ,
Николай ПЕЧЕРНИКОВ,
интернет-журнал «Интересант»