Накануне Нового года неожиданно выяснилось, чем на самом деле занимается Министерство просвещения, созданное в мае 2018 года, то есть больше двух с половиной лет назад. Оказалось, министерство «ведет работу над повышением зарплат учителей». И «этот вопрос будет приоритетом следующего года». А в итоге напряженной «работы» Минпросвета «каждый педагог должен будет знать не только уровень своего дохода, но и из чего он состоит», и тогда система оплаты станет «прозрачной, понятной».
Все эти слова произнес на «деловом завтраке» в правительственной «Российской газете» министр Сергей Кравцов, пришедший на смену одиозной Ольге Васильевой, несколько лет тащившей школу в пучину советского прошлого. Кравцов - человек молодой (1974 года выпуска), и сразу после назначения с его именем многие связывали надежды на перестройку школьного образования в России. Но за год не произошло ровным счетом ничего. Стала лишь очевидна слабость нового министра.
С управленческими кадрами в стране - общеизвестная беда. И потому невозможно требовать, чтобы во главе Минпросвета стоял человек уровня Луначарского. Но, к сожалению, масштаб кадровой проблемы таков, что даже если сложить Кравцова, Фалькова (главу Минобрнауки) и всех их многочисленных замов, дай бог, получится «одна сотая Луначарского».
Вот, к примеру, министр просвещения высказался о перспективах учительских зарплат. Тема - важнейшая. Но может ли кто-то перевести слова Кравцова с чиновничьего языка на русский? И объяснить учителям, ждать им повышения в следующем году, или нет. Что, например, означает фраза «гармонизация системы оплаты педагогического труда» (это еще одна цитата Сергея Сергеевича)? Или «помощь в устранении образовательных дефицитов»?
Слушаешь выступление чиновника - министра, губернатора, председателя комитета - и ловишь себя на мысли: как бы было замечательно, если б рядом стоял переводчик и всю эту бюрократическую ересь излагал нормальным человеческим языком. Но нет таких переводчиков во власти. В том числе и поэтому диалога с обществом совсем не получается.
В педагогической среде предновогодняя словесная активность Кравцова, как и следовало ожидать, вызвало настоящее бурление. Популярная шутка последних дней: после «гармонизации зарплаты» учитель получит «прозрачное, понятное» объяснение, почему он так мало получает.
А наибольшее непонимание вызвало заявление министра о введении в школах должности советника директора по воспитательной работе с ежемесячной доплатой в 15 тысяч рублей. Было разъяснено, что делается это в связи с поправками в Конституцию, усиливающими воспитательную роль школы, и в соответствии с недавними изменениями, внесенными в Закон «Об образовании». Однако никаких дополнительных подробностей ни Кравцов, ни кто-либо другой не привел.
Единственное, что известно на данный момент: с 1 марта «советники» появятся во всех школах в 10 пилотных регионах (каких - не уточняется), а затем - и во всех остальных. Их полномочия, равно как поставленные задачи, - неясны.
В общем, понимай, как хочешь. И гадай. Не заявление - а ребус!
Сейчас в школах есть завучи по воспитательной работе. Их должности переименуют? В чем тогда смысл? Завучи в большинстве случаев одновременно еще и учителя-предметники. Если доплата в 15 тысяч призвана компенсировать им «освобождение от уроков», то, во-первых, это означает, что реальная зарплата, скорее всего, не прибавится, а во-вторых, придется перекладывать преподавательские часы на других учителей. За чей счет?
Есть другой вариант - что «советники» станут промежуточным звеном между директором и завучем по воспитательной работе. И это будут своего рода комиссары, присланные сверху (или сбоку). Но тогда доплата в 15 тысяч - маловато для таких ставок.
Короче, ясно, что ничего не ясно. Как и всегда. Впрочем, направление мысли «не Луначарских» понятно: хочется взять вожжи покрепче. Правда, силёнок и способностей для этого не хватает. Отсюда - и нормотворческий раж, и вот эти странные школьные нововведения.
Мечта чиновников о возвращении воспитательной роли школы, которая ранее постоянно озвучивалась Васильевой, а теперь - и Кравцовым (хотя он больше запутал общественность своим рассказом о «советниках по воспитательной работе»), выдает явное желание власти поставить под полный контроль и учителей, и учащихся. Вал отчетов и справок, в которых тонут нынешние педагоги, на самом деле имеет точно то же самое происхождение. Мелочный контроль, недоверие, стремление к унификации - вот смысл этой бумажной работы, которой нагружают всё низовое звено системы образования. И теперь еще появятся комиссары, чтобы следить за «правильностью» работы учителей и благонадежностью школьников?
Самое печальное, что государство в лице нынешних чиновников совершенно не готово к той самой воспитательной работе, о которой с таким пафосом говорит и на которую собирается тратить деньги из бюджета. Сергей Кравцов, подводя итоги года в «Учительской газете», отметил, что в 2020-м школьники «собрали самую длинную новогоднюю гирлянду - более километра, подняли в небо 300 квадрокоптеров одновременно и сварили 711 супов за день». Смех, да и только!
Этой бессмысленной пустотой будут заниматься «комиссары по воспитательной работе»? Тогда надо скорее возрождать еще и должности старших пионервожатых, чтобы проводить бессмысленные ежедневные линейки (представляем, как сейчас захлопала в ладошки экс-министр Ольга Васильева). И - в духе времени - назначать «советников директоров школ по борьбе с Интернетом» (а тут раздались бурные продолжительные аплодисменты - это весь Роскомнадзор, состоящий из бесчисленного множества бюрократов, хлопает нашей идее).
Диссонанс между реальными школьными проблемами и странными чиновничьими инициативами - серьезнейший. И не надо думать, что всё сводится только к вопросу зарплат. Хотя это взаимосвязанные темы.
Кравцов на днях объявил об испытаниях российского аналога Zoom для проведения школьных видеоуроков - он получил название «Сферум» и разработан «Ростелекомом». Чем будет отличаться «Сферум» от Zoom? «Это система защищенная, отечественная, ей не страшны никакие хакерские атаки и взломы. Мы долго выбирали название», - сообщил министр просвещения. Для тех, кто знает, сколько сбоев у «Ростелекома» и обслуживаемых им сайтов государственных ведомств, эти слова ничего, кроме опять же смеха, вызвать не могут. Однако, деньги - и без сомнений, немалые - были потрачены на «зумозамещение». И это - деньги не на допобразование учителей, повышение их сетевой грамотности или, в конце концов, - повышение зарплат, а на доморощенную «цифровизацию».
С одной стороны, история с «комиссарами по воспитательной работе», о которых ничего неизвестно и непонятно, кроме того, что они с 1 марта появятся в неназванных десяти регионах, а далее - придут в каждую школу, - всего лишь эпизод сегодняшней российской действительности. А с другой, на наш взгляд, - это наглядное свидетельство усугубляющейся управленческой деградации. И не только в сфере образования. Почти везде. Эта деградация - и есть на самом деле и есть главнейший из итогов года, если уж их подводить.
Алексей НИКОЛАЕВ,
интернет-журнал «Интересант»