Эпидемия коронавируса выявила столько слабых мест в системе власти Петербурга, что один только их список занял бы несколько страниц. Чиновники Смольного демонстрируют явную, очевидную неспособность работать в экстремальных условиях, и принимают решения, не вызывающие ничего, кроме недоумения. Скандальная история с планшетами для онлайн-обучения, которыми были «одарены» петербургские школьники (не все - только 2 процента от общего числа) - как раз из таких наглядных примеров.
Одна из главных проблем, с которой во время самоизоляции столкнулась каждая семья с детьми-школьниками, - это переход на дистанционное образование. Оно было организовано из рук вон плохо по всей стране, но в Петербурге приобрело свои, специфические, провальные черты.
В чем должна была заключаться работа чиновников Смольного, курирующих сферу образования, в этот период? Правильно, в осуществлении стратегического управления и выработке единых правил организации дистанционного образования. Однако они выступили не в роли стратегов, а, видимо, в более привычной для себя роли снабженцев. Нюанс только в том, что стратеги должны работать во власти, а снабженцы - на складе.
В результате в каждой школе, как можно судить по сообщениям в соцсетях, изобретали свой собственный путь взаимодействия учителей, школьников и родителей, что породило немало конфликтов и, безусловно, сказалось в худшую сторону на качестве образования, а профильный вице-губернатор Петербурга Ирина Потехина весь апрель занималась… снабжением планшетами для онлайн-обучения «нуждающихся школьников» - то есть тех, у кого этих планшетов как бы не было. «Как бы» - потому что никаких доказательств отсутствия в конкретной семье необходимой техники предоставлять не требовалось. Достаточно было просто оставить заявку.
И это - первая странность. Принципы, по которым выборочно определялись семьи, достойные получения планшетов, назвать прозрачными невозможно при всем желании.
Как утверждает Потехина, «с заявлениями на предоставление в аренду техники в школы обратилось около 17 000 человек. Во многих случаях речь шла о дополнительных гаджетах, потому что в семье несколько детей или компьютер нужен родителям, которые работают удаленно». Известно, что в итоге было выдано 10 095 планшетов. То есть кто-то их получил, а кто-то - нет.
Странность вторая. Техникой по призыву Смольного поделились бизнес-структуры. Среди них оказались крупная компьютерная фирма, известный застройщик и одна из национальных диаспор. Но схема, по которой осуществлялась передача планшетов, не афишировалась и до сих пор остается тайной. Между тем, по самым скромным прикидкам, общая их стоимость - не менее 121 миллиона рублей (это если взять за основу минимальную стоимость одного планшета в 12 тысяч рублей).
Третья странность. Потехина заявила, что техника передана школьникам «во временное пользование». Но срок этого пользования публично не обозначен. В то же время со ссылкой на Смольный сообщалось, что бизнес-структуры «проявили благотворительность». Так значит, техника передана насовсем? Таким образом, возникает коллизия в виде 10 тысяч б/у планшетов, которые, если мы правильно понимаем, рано или поздно будут возвращены в Смольный. «Временное пользование» - это хорошо. А потом они куда попадут?
Интересна дальнейшая судьба «планшетов имени Потехиной», не правда ли? 121 миллион, как-никак. Для сравнения: на единовременные выплаты медикам, заразившимся коронавирусом при оказании помощи пациентам, в Петербурге выделено всего 30 миллионов рублей. И, как известно, создана спецкомиссия, которая долго и муторно определяет, положены ли деньги из бюджета родственникам умершего врача. А тут - вчетверо большая сумма - и просто так, без всяких комиссий.
Но и это, кстати, еще не все деньги, которые проглядывают в истории с планшетами для школьников. Из интервью Потехиной стало известно, что к 4 тысячам из 10 тысяч гаджетов были приложены «спонсорские», как выразилась вице-губернатор, сим-карты от «Билайна» и «Теле2». Стоимость самого подключения невелика, а вот мобильный интернет у обоих операторов весьма дорог, и непонятно, кто его сейчас оплачивает: семьи, школы, Комитет по образованию или Смольный. В любом случае это должно в общей сложности стоить не меньше 1,5 - 2 миллионов в месяц.
Ну и, наконец, четвертая странность. Учебный год по сути завершен. Потехина сама сделала всё, чтобы к 30 апреля большинство школьников закончили учебу. В школы были разосланы бланки «добровольных заявлений» родителей, в которых они просили аттестовать ребенка до майских праздников на основании текущих оценок.
А значит, планшеты для дистанционного обучения, скорее всего, использовались детьми меньше месяца. Теперь они с удовольствием играют на них в Subway Surfers. При этом данным вопросом занималась «целый» вице-губернатор, хотя это - уровень исполнителей третьего звена, а тот же Вагиф Мамишев получил право называться благотворителем уже не только при Полтавченко, а и при Беглове.
Вообще, нелепо, что интервью по поводу планшетов дала именно Ирина Потехина. Как бывшая журналистка она, вероятно, ностальгирует по профессии, но все-таки правильнее было бы уступить трибуну такому профессионалу, как председатель Комитета по образованию Жанна Воробьева. Она точно больше в курсе школьных дел. Ну и потом, когда вице-губернатор выставляет в качестве своей большой личной заслуги сбор со спонсоров и раздачу планшетов, это вызывает, мягко говоря, удивление. А вот о чем могла бы рассказать Потехина, так это о проблемах вузов и научных учреждений Петербурга. Как-никак, она отработала целых семь месяцев на посту заместителя главы Минобрнауки! Это большой опыт. Но ни одного слова на данную тему в интервью мы почему-то не нашли.
В истории с дистанционных образованием всё можно было сделать по-людски. Эффективно и без всякой суеты. В каждой петербургской школе есть на балансе компьютеры, планшеты и другая техника. В дни самоизоляции их можно было выдать под ответственное хранение в действительно нуждающиеся семьи - в каждой школе, на «земле», о таких прекрасно осведомлены. И потом, по окончании учебы, собрать их и вернуть на место.
Но чем бы тогда занимались чиновники Смольного?
Виктор ИВАНЦОВ,
интернет-журнал «Интересант»