Ровно через пять месяцев после назначения на пост врио губернатора Петербурга Александр Беглов созрел для структурной реформы Смольного. Правда, созрел только в теории - о реформе, предусматривающей укрупнение комитетов, объявлено сейчас, но осуществлена она будет только в начале августа. То есть - еще через пять месяцев. Ну да петербуржцы привыкли, что Беглов всё делает медленно. Быстрый у него только пиар.
Два вопроса к Беглову
И всё же предстоящую структурную реформу можно, с оговорками, назвать первым правильным решением Беглова за всё время его пребывания в ранге врио. Количество комитетов и управлений при экс-губернаторе Полтавченко значительно возросло. При этом некоторые из них, если верить слухам, создавались специально под друзей и бывших сослуживцев Георгия Сергеевича. И конечно, зачистка всей этой чиновничьей «богадельни» - насущная необходимость.
Правда, возникают два неприятных вопроса.
Первый: почему Беглов заговорил о структурной реформе только сейчас? Ведь ее можно и нужно было осуществить сразу после его назначения в Смольный!
Беглов почти год до этого был полпредом в СЗФО. Теперь уже абсолютно ясно, что его специально поставили на эту должность, чтобы дать возможность подготовиться к работе на посту врио губернатора Петербурга. У Беглова было достаточно времени проанализировать ситуацию, продумать первые шаги и составить программу неотложных действий.
Реформа громоздкой и неэффективной системы исполнительной власти города наверняка должна была попасть в эту программу в числе первых пунктов. Но, судя по всему, никакой четкой программы у Беглова к октябрю 2018 года, когда его посадили в кабинет, ранее занимаемый Полтавченко, и не было.
Второй вопрос: почему при структурной реформе решено упразднить только два комитета? Согласно озвученному решению, будут ликвидированы Комитет по госзаказу (он вольется в Комитет финансов) и Комитет по развитию предпринимательства и потребительского рынка (он станет частью Комитета по промышленной политике и инновациям).
Комитеты без смысла
Смысл существования Комитета по госзаказу отсутствовал вообще, и Беглов, решивший его упразднить, - прав. Председатель комитета Дмитрий Сачков 1 марта заблаговременно покинул свой пост. Он считался одним из ставленников Полтавченко. При нем Сачков успел поработать и заместителем начальника аппарата губернатора, и председателем Комитета по развитию туризма (об этом комитете мы еще вспомним в нашей статье).
Непонятно, зачем был нужен и Комитет по развитию предпринимательства и потребительского рынка, который бессменно возглавляет Эльгиз Качаев, еще один ставленник Полтавченко, а точнее - вполне определенных кругов, с которыми бывший градоначальник был тесно связан. В каких финансовых показателях может быть выражена эффективность работы этого комитета и лично Качаева? И, кстати, какую финансовую пользу принес городу комитет, с которым его хотят объединить, - Комитет по промышленной политике и инновациям. Им руководил еще один «друг» Полтавченко - Максим Мейксин, которого Беглов, вместо того чтобы выгнать на улицу с «волчьим билетом», зачем-то пересадил в престижное кресло главы Центрального района.
Так вот, не удивимся, если окажется, что финансовой пользы от деятельности двух вышеназванных комитетов за последние годы было ноль целых ноль десятых.
А что другие комитеты, которых не коснется структурная реформа? Там что, ситуация лучше?
Инвестиции без инвестиций
Сколько денег в бюджет принес, например, Комитет по инвестициям? Какую пользу он вообще приносит? Плодит прожекты, на которые тратится уйма сил, времени и денежных средств, а потом всё оборачивается пшиком? Помните безумную историю со 170-метровым колесом обозрения, которое хотели поставить в Парке 300-летия Петербурга? А историю с аэроэкспрессом, который в результате остался в чертежах? Не думаем, что сильно ошибемся, если предположим, что деятельность Комитета по инвестициям во главе с его бывшим председателем Ириной Бабюк могла стоить городской казне минус 3 - 4 миллиарда рублей.
В то же время в структуре исполнительной власти Санкт-Петербурга есть Комитет по экономической политике и стратегическому планированию. Почему Комитет по инвестициям не присоединить к нему, или наоборот? Задача при этом должна быть одна: деньги надо не тратить, а зарабатывать.
Наука и высшая школа без науки и высшей школы
Если говорить о структурной реформе, нельзя обойти вниманием и Комитет по науке и высшей школе. Его существование - абсолютный анахронизм. Дело в том, что практически все вузы города и подавляющее большинство научных организаций находятся в федеральном подчинении. В списке подведомственных комитету учреждений - всего девять учебных заведений, среди которых, например, - Архитектурно-строительный колледж и Техникум отраслевых технологий.
Мы не станем подчеркивать, что многолетний председатель Комитета по науке и высшей школе Андрей Максимов вряд ли может быть назван эффективным руководителем. И не будем даже пытаться говорить о финансовом аспекте существования этой структуры - ясно, что здесь сплошной минус. Но выразим недоумение: почему в ходе структурной реформе этот комитет не присоединяют к Комитету по образованию?
И сразу ответим: вероятно, Беглов не делает этого, потому что Комитет по науке и высшей школы - единственная структура, находящаяся в ведении недавно назначенного вице-губернатора Владимира Княгинина. Чем будет заниматься Княгинин, если комитет ликвидировать? За что он будет получать свою зарплату?
По логике вещей, вместе с Комитетом по науке и высшей школе придется «упразднить» и Княгинина - выходца из ЦСР, имеющего репутацию теоретика, мало ориентированного в реальных процессах, но как же это сделать - ведь Беглов его только что сам поставил. Вот так одно неверное кадровое решение (назначение Княгинина) тянет за собой целую цепочку проблем.
Туризм без туризма
Экономическая эффективность работы Комитета по развитию туризма, который с прошлого года возглавляет сын Панкевича - юноша, запомнившийся публике, мягко говоря, странным предложением «продавать» иностранцам снег, то есть делать упор на зимний въездной туризм в Петербург, - тоже минусовая.
Чем занимался Комитет по развитию туризма последние месяцы, что Беглов находится на посту врио губернатора? Ответ с легкостью обнаруживается на сайте госзакупок.
6 января 2019 года. Заключен договор между Комитетом по развитию туризма и ООО «Триумф» на 37 990 000 рублей. Предмет закупки: Оказание услуг по организации и проведению мероприятия «Рождественская звезда».
6 февраля 2019 года. Заключен договор между Комитетом по развитию туризма и тем же ООО «Триумф» на сумму 39 990 000 рублей. Предмет закупки: Оказание услуг по организации и проведению мероприятия «Фестиваль цветов».
12 февраля 2019 года. Заключен договор между Комитетом по развитию туризма и снова ООО «Триумф» на сумму 30 000 000 рублей. Предмет закупки: Оказание услуг по организации и проведению мероприятия «Фестиваль света весной».
Оставим за скобками, что среднесписочная численность сотрудников ООО «Триумф» - 1 человек, а перечисленные контракты - не единственные, которые заключили с этой фирмой в Смольном. Новый начальник ГУ МВД по Санкт-Петербургу и Ленобласти Роман Плугин, имеющий репутацию честного и профессионального человека, наверняка разберется, что здесь к чему. Если, конечно, найдет время. Мы же хотим сказать о другом.
Смысл существования Комитета по туризму - не в распределении бюджетных средств между фирмами, которые фестиваль света организуют или фестиваль цветов. Смысл - в содействии созданию туристической инфраструктуры, открытию новых гостиниц, новых ресторанов, новых объектов притяжения для гостей Петерюбурга. И, главное, - в повышении прозрачности этого рынка, а значит, резком увеличении доходов бюджета (не секрет, что сейчас до 50 процентов туристов - в основном, китайских, - въезжают в город по «серым» схемам).
В общем, Комитет по развитию туризма - это экономический комитет, и именно поэтому Федеральное агентство по туризму отнесено к ведению Министерства экономического развития. Точно так же необходимо сделать и на региональном уровне - в Петербурге.
Это - полуреформа!
О половинчатости структурной реформы городской администрации Петербурга, которую начал Беглов, можно говорить долго. Абсолютно дико, например, выглядит наличие комитетов-дублеров - Комитета по транспорту и Комитета по развитию транспортной инфраструктуры.
Чем занимается КРТИ? Если судить по сообщениям СМИ, в основном - проектированием и строительством велодорожек. А еще - платными парковками. Первое - вообще бред, бессмысленная трата государственных средств. Второе - приносит убыток, в отличие от Москвы, где на парковках успешно зарабатывают.
Между тем, у председателя КРТИ Сергея Харлашкина - целых шесть заместителей!
Конечно, Комитет по развитию транспортной инфраструктуры необходимо слить с Комитетом по транспорту. Это абсолютно очевидное решение.
Непонятно, какой смысл в существовании Комитета государственного финансового контроля. В стране есть Росфинмониторинг, ФСБ, прокуратура. В городе есть Контрольно-счетная палата. Зачем дублировать их функции? Не слишком ли жирно? Комитет запросто может быть преобразован даже не в управление, а в отдел Комитета финансов без всякого ущерба для дела.
И наконец, еще одно очевидное решение: Комитет по контролю за имуществом естественным образом должен войти в состав Комитета имущественных отношений.
Нужно понимать, что сокращение числа комитетов - это автоматическое, пусть и не прямо пропорциональное, сокращение числа чиновников, что при непомерно раздутом бюрократическом аппарате - огромное благо. И это - сокращение подведомственных этим комитетам ГУПов и ГБУ, которые годами сосут деньги из городского бюджета, не принося вообще никакой пользы.
Не триллион, а 2 триллиона!
Новая городская власть провозгласила недавно амбициозную цель: увеличить годовой бюджет Петербурга до 1 триллиона рублей. То есть - почти в два раза. Но за счет чего планируется это сделать?
Надежда на то, что богатый дядя (в смысле - федеральный центр) вдруг подкинет Петербургу несколько сотен миллиардов, - не оправдалась. Беглов поначалу часто ездил в Москву, проводил беседы, возвращался, как рассказывают, воодушевленным, - но денег до сих пор нет. И, очевидно, не будет. Чисто теоретически, могут дать под выборы какие-то крохи, но даже на строительство метро их наверняка не хватит. Ну а если учесть, что фигура Беглова вызывает в разных кабинетах Кремля и Старой площади крайне противоречивые эмоции, нельзя исключать, что и под выборы не дадут.
Остается только один вариант: город должен сам зарабатывать больше. А для этого в Смольном необходимо изменить подход к работе. Комитеты должны превратиться из чиновничьих отстойников в драйверы экономического роста. Не тратить бюджетные деньги, а зарабатывать! Надо прописать конкретные финансовые цели для каждой структуры городской администрации.
Резервов - предостаточно. Это - и сокращение расходной части: полноценная структурная реформа городской администрации и отказ от нелепых госзакупок, вроде тех, что осуществляет сын Панкевича, могут навскидку дать экономию до 50 - 70 миллиардов в год. И - главное - наращивание доходов. Доходы от того же туризма можно увеличить вдвое, доходы от сдачи в аренду принадлежащей городу недвижимости - как минимум втрое. Стоит в запустении Апраксин двор - и город никак не хочет заработать на его продаже ответственному инвестору. А почему не потребовать с «Зенита» и «Газпрома» адекватные деньги за аренду построенного городом стадиона на Крестовском? Кишка тонка? А хилый городской бюджет иметь кишка не тонка?
Перефразируя классика, бюджет города - в головах, а не на бумаге. Стоит только поставить такую задачу и потребовать ее выполнения - и у Петербурга будет и триллион, и 2 триллиона. Но здесь, конечно, всё зависит от руководителя. Для Александра Беглова, как мы видим, пока задача-максимум - сократить два комитета. Дай Бог, хоть с этим бы справился…
Алексей НИКОЛАЕВ,
интернет-журнал «Интересант»