Новый, 2021-й, год Петербург отметит очередным повышением стоимости проезда в общественном транспорте. Об этом торжественно объявил председатель Комитета по транспорту Кирилл Поляков. Губернатор Беглов назначил Полякова на руководящую должность в свой собственный день рождения - 19 мая. Сделал, так сказать, подарочек самому себе и всему городу. За пять месяцев работы Поляков, как, впрочем, и все другие назначенцы Беглова, ничем выдающимся не отметился. Он поучаствовал в закладке капсулы с посланием потомкам, горячо выступил в поддержку потешной «интеллектуальной остановки» у Гостиного двора», организовал помпезный студенческий конкурс «Новые люди - новый транспорт». Что же до конкретных проблем транспортной отрасли, то они как были, так и остались неразрешенными. И теперь за неэффективность чиновников должны будут заплатить петербуржцы.
Придя в Смольный, Беглов сформулировал в качестве одной из главных задач обуздание аппетитов городских монополистов. Однако, как теперь предельно ясно, это были просто слова. Мы наблюдаем прямо противоположную картину. ГУП «Петербургский метрополитен», ГУП «Пассажиравтотранс» и ГУП «Горэлектротранс» еще в сентябре потребовали больше субсидий на 2021 год - дополнительная сумма, о которой, по данным СМИ, шла речь - 6,78 миллиарда рублей. И вот, судя по всему, окончательно решено переложить незапланированные расходы бюджета на плечи простых петербуржцев.
Поляков объявил, что стоимость разового проезда в метро в следующем году составит 60 рублей (сейчас - 55), а в наземном транспорте - 55 рублей (сейчас - 50). Кроме того, вместо 25 тарифных планов на многоразовые поездки, позволявших пассажирам экономить, останутся только шесть, и их стоимость тоже серьезно повысится. По словам Полякова, «меню» якобы было перегружено. И действительно, зачем пассажиру многоразовая карточка на трое - четверо - пятеро суток без ограничения количества поездок? Пусть каждый день по два раза покупает проездной на 90 минут, в который включена только одна поездка в метро.
Председатель Комитета по транспорту, предвосхищая повышение тарифов, некоторое время назад сделал удивительное по цинизму заявление. «У нас в стране всегда прослеживалась закономерность: как только повышают пенсии - повышаются и тарифы на проезд», - заявил Поляков.
А буквально вчера он высказал мнение, что повышение стоимости проезда по льготным карточкам для студентов сразу на 11 процентов - это, дескать, сущий пустяк.
«Сегодня реальная стоимость проезда для студентов - 9 рублей за одну поездку, цена вырастет где-то до 10 рублей. Это будет по сути несущественное повышение», - сказал главный транспортник Петербурга.
Полякова никто не одернул за эти высказывания, не объяснил, что в ситуации тяжелейшего экономического кризиса и резкого снижения доходов граждан они просто недопустимы. Промолчал Беглов, промолчал и вице-губернатор Соколов, чьей креатурой является Поляков.
Но самое главное, что в эти же самые дни, когда было объявлено о повышении транспортных тарифов, Смольный в очередной раз публично - устами вице-губернатора Батанова - подтвердил намерение выплатить в 2021 году концессионерам новой ледовой арены, возводимой на месте снесенного СКК (Тимченко - Ротенберг), 5 миллиардов рублей. А еще порядка 2 миллиардов рублей, как предполагается, уйдет в 2021 году концессионеру частного трамвая «Чижик» в качестве компенсации стоимости недостающего пассажиропотока. Постойте-постойте, ведь если сложить две цифры - получится даже больше, чем требовали городские монополисты-перевозчики. А ведь именно из-за недостатка денег в казне, как с печальным видом объясняют власти, и повышаются тарифы на проезд.
К моменту прихода Беглова в Смольный в октябре 2018 года проезд в метро стоил 45 рублей, а в наземном транспорте - 40 рублей. В начале 2020-го они были повышены сразу на 10 рублей - до 55 и 50 рублей соответственно. Предстоящее подорожание составит еще 5 рублей - 60 и 55 рублей соответственно.
Итого за два с небольшим года деятельности Беглова разовая стоимость проезда в петербургском метро увеличится на 33 процента, а в наземном транспорте - на 37 процентов. Это - в три раза выше официального уровня инфляции за эти годы (включая прогноз инфляции по итогам 2020-го).
Год назад Александр Дмитриевич объяснил повышение тарифов весьма оригинально - переложив ответственность на… туристов.
«Много туристов приезжает в наш город. Практически мы дотируем из бюджета как раз эту категорию граждан, которая приезжает в наш город... Мы должны защитить свой бюджет», - заявил тогда губернатор Петербурга.
На этот раз, когда туристов - по причине их отсутствия - уже не обвинить в «нанесении вреда бюджету», Беглов, перешедший на самоизоляцию (как ожидается, в начале ноября в город приедет с визитом Владимир Путин), вообще никак не прокомментировал заявление Полякова о повышении тарифов в 2021 году.
Градоначальник в последние время успел поздравить «Горэлектротранс» со знаменательной датой - 84-летием запуска первого ленинградского троллейбуса - и провести, как писал «Интересант», конкурс, в какой цвет покрасить трамваи - зеленый, желтый, красный или оливково-фисташковый. И даже дважды обсудил в чиновничьем кругу, как организовать в Петербурге… Международный конгресс математиков (хорошо, что не «Междупланетный шахматный конгресс» по примеру Остапа Бендера). Но вот о важнейшей теме, волнующей всех, Беглов почему-то молчит. Наверное, ему просто нечего сказать петербуржцам.
Зато у разговорчивого Кирилла Полякова - всё хорошо. На этой неделе у председателя Комитета по транспорту появился новый первый заместитель - 35-летний Валентин Кемилевич Енокаев, выпускник Военмеха по специальности «Информационно-космическая техника» (космос - это так красиво, не правда ли?) и один из победителей конкурса карьеристов «Лидеры России» 2019 года. Человеку уже назначили хорошую зарплату, дали кабинет.
«Я получил максимум профитов, - откровенно говорил Енокаев в одном из интервью о конкурсе «Лидеры России». - Даже само участие оставило позитивный отпечаток, это очень развивает».
Не сомневаемся, что нынешние петербургские чиновники в принципе получают сплошные «профиты». Убытки же несут только рядовые петербуржцы, которые всё больше и больше платят за постоянно дорожающие услуги ЖКХ, взносы на капремонт и тарифы на общественный транспорт.
Виктор ИВАНЦОВ,
интернет-журнал «Интересант»